Вся психология в одном университете

Ленивый мозг: эксперт МГППУ об игровых методиках образования

СМИ о нас

доигрались

По данным одного из крупнейших исследовательских агентств, за время пандемии во всем мире резко выросли продажи игр: речь идет и о компьютерных стрелялках, и об обучающих программах. Школьники все чаще усваивают информацию не благодаря изучению и запоминанию. Тенденцию эту не переломить, но она крайне опасна, уверены многие психологи. Почему, выяснила обозреватель «Вечерней Москвы».

Переход средних школ на дистанционный режим в конце минувшего учебного года показал: традиционные методы обучения на расстоянии не работают. На уроках, проводимых по зуму или ютьюбу, учатся только одиннадцатиклассники, а задания, выполненные от руки в тетрадке и высланные учителю по ватсапу, очень трудно проверять. По итогам стало очевидно: контактная школа — с классами и учителями — нужна как воздух, однако необходимо развивать и прогрессивные — компьютерные — способы обучения. Недавно Минпросвещения объявило о создании и внедрении цифровой образовательной среды в 14 регионах России — с 1 сентября 2020 года.

На этом фоне, конечно, обострились дискуссии, каким должно быть это цифровое обучение. Ведь возможностей у компьютера с широкополосным интернетом гораздо больше, чем у бумажного учебника, даже самого совершенного. В виртуальном мире можно моделировать события, сцены из литературных произведений, вообще какие угодно ситуации. Так может быть, сделать процесс учебы более развлекательным? «Обучение через игру» — одно из самых модных педагогических веяний.

В употребление вошел термин «эдьютейнмент» (от английских слов education — «образование» и entertainment — «развлечение»). Сторонникам развлекательной школы противостоят педагоги-консерваторы: «А не разучатся ли дети читать книги, работать с текстом?» — беспокоятся они. Насколько их беспокойство оправдано?

— Игровая деятельность является ведущей, то есть основной, до школьного возраста, — рассказывает психолог, доцент МГППУ Юлия Лисичкина. — Начиная примерно с семи лет основополагающей становится учебная. Учеба — это построение новых нейронных связей. Для того чтобы их построить, требуется усилие, которое всегда неприятно нашему ленивому мозгу. Когда мы, например, познаем информацию через картинки, она усваивается неглубоко и ненадолго. А чтение заставляет работать мозг и усваивать сведения более надежно. Я сейчас наблюдаю неприятную тенденцию: студенты приходят с убеждением, будто учиться надо развлекаясь. Нет, опираясь только на удовольствие, мы не научим мозг учиться. Что мы можем сделать реально — это приучить его к тому, чтобы он не слишком сопротивлялся трудным задачам. И чтение для этого очень хорошо приспособлено. Только серьезные, объемные тексты развивают мышление — инструмент адаптации к переменам в современном мире, о которых так много говорится. Приведу пример: к эпидемии ковида лучше адаптировались образованные люди с развитым мышлением, а те, кто привык учиться по картинкам, принялись палить из ружья по соседям и пошли громить магазины.

Читайте статью полностью на сайте «Вечерней Москвы»

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ)