Зав. кафедрой этнопсихологии МГППУ принял участие в запуске Международного индекса политики интеграции мигрантов (MIPEX) в России
Новость
19 ноября на базе Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ в формате онлайн-вебинара состоялся запуск Международного индекса политики интеграции мигрантов (MIPEX) в России.
Олег Хухлаев, зав. кафедрой этнопсихологии МГППУ, руководитель магистратуры «Практическая этнопсихология», являлся одним из экспертов - разработчиков Индекса и принял активное участие в его запуске.
MIPEX (The Migrant Integration Policy Index) - это уникальный инструмент, который измеряет политику интеграции мигрантов в странах на пяти континентах: Европе, Азии, Северной и Южной Америке и Океании. Его цель - анализ современных, всеобъемлющих данных исследований, на которых можно основывать политику, предложения по ее изменению и проекты по достижению равенства между гражданами и мигрантами в разных странах. Различные индикаторы создают многомерную картину возможностей мигрантов и степени их участия в жизни общества. MIPEX фокусируется на 8 областях: доступ к рынку труда, воссоединение семей, доступ к образованию, политическая вовлеченность, институт вида на жительство, доступ к гражданству, борьба с дискриминацией, здравоохранение. MIPEX используется политиками, НПО и исследователями. В России организаторами анализа индекса интеграционной политики в отношении мигрантов стали ученые Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ.
Россия набрала 31 балл по 100-балльной шкале MIPEX, в то время как средний показатель MIPEX – 50, и заняла 3-е место с конца, наравне с Китаем, немного опережая Индонезию и Индию. Препятствия, с которыми сталкиваются мигранты в России, больше, чем в любой из стран ЕС или Центральной Европы. Это не способствует их долгосрочной интеграции. По данным MIPEX интеграционная политика России является достаточно слабой.
Самые низкие баллы MIPEX получила интеграционная политика России в области доступа к образования мигрантов. По данным MIPEX это происходит потому, что система обязательного образования не предлагает систематическое дополнительное финансирование, обучение и поддержку школам с большим количеством детей-мигрантов. Не все дети-иностранцы могут даже иметь доступ к обязательному образованию из-за административных препятствий, связанных с документами родителей или юридическим статусом.
В рамках онлайн-запуска Индекса развернулась бурная дискуссия о том, насколько данные MIPEX соответствуют реальности и какова степень их применимости для оценки интеграции мигрантов в России. Эксперты, в том числе д.с.н., руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН В.И. Мукомель, отмечали фиксацию MIPEX на законодательно-правовой составляющей, приводящей к недоучету реальной практики интеграции.
Видеозапись онлайн-запуска доступна к просмотру на канале Центра социокультурных исследований на YouTube.
Хотите учиться на этнопсихолога? Для вас две магистерские программы МГППУ: