Эксперты МГППУ: "Школам для решения конфликтных ситуаций нужен штатный медиатор"
СМИ о нас
Фото: РИА Новости/Антон Уницын
Доцент кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология" МГППУ Ольга Вечерина рассказала «Известиям», что в российских школах развиваются два направления по урегулированию конфликтов. В 2015 году Минобрнауки одновременно разослало в регионы рекомендации по развитию «служб школьной медиации» и рекомендации по «развитию школьных служб примирения», что вызвало недоумение в регионах. В итоге службы стали развивать по своему усмотрению. Тогда же был создан Федеральный институт медиации, который, однако, в 2020 году был упразднен.
Несмотря на неразбериху, в стране всё равно была развернута обширная сеть в 25 тыс. служб школьной медиации и школьных служб примирения, в которых, по официальным данным, работают более 75 тыс. человек. В своей статье о ситуации с институтом медиации в России Вечерина пишет, что эту деятельность «пока трудно назвать эффективной». Это было отмечено и на совещании по медиации 24 сентября представителем Министерства юстиции.
Доцент кафедры медиации в социальной сфере МГППУ Ирина Путалова считает, что школам для решения конфликтных ситуаций нужен штатный медиатор.
— Это незаинтересованное лицо, которое могло бы помогать сторонам разрешать конфликты, — сказала она «Известиям». — Потому что конфликты могут быть не только между учениками, но и между учениками и учителями, учителями и родителями, а сейчас очень много школьных конфликтов возникает и между родителями. Медиатор — не судья, он не принимает решение. Задача медиации и медиатора — помочь двум конфликтующим сторонам прийти к тому решению, которое бы их обоих удовлетворило.
Путалова замечает, что в этой сфере, судя по всему, ожидаются изменения: в октябре этого года Минюст подготовил новый законопроект о медиации, в котором появились «медиаторы, осуществляющие деятельность в образовательных организациях».