Марафон воспоминаний: "Моё студенчество ещё не закончено"
Интервью
Марафон воспоминаний о студенческих годах: рассказывает Камышева Ася Валентиновна, специалист по УМР факультета "Психология образования", преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова».
Мне сложно вспоминать о студенческих годах, так как моё студенчество ещё не закончено…
Первое образование я получила в 2000-2005 гг. МГППУ. Факультет «Психология образования». Кафедра «Возрастная психология» под руководством Л.Ф. Обуховой.
Мы росли вместе с вузом. Поступали в «Московский психолого-педагогический институт», в котором было всего 4 факультета, а выпускались уже из «Московского психолого-педагогического университета». Первые курсы ездили на Шелепиху, а заканчивали уже в новом, только построенном здании на Сретенке. Бесценная возможность получать знания из первых рук. Вот ты держишь в руках учебник – и тут же разговариваешь с автором. И он уже не абстрактное фото на обложке, а живой человек. И наука – вот она, живая, близкая, понятная. Открыты все дороги…
Прошло 20 лет. Оглядываясь назад, я понимаю, что тогда была заложена база, на которую до сих пор надстраивается всё остальное.
54 троллейбус от метро «Улица 1905 года», в котором половина была «своих», таких же студентов. Прогулка или пробежка по набережной или дворами… По разговорам можно было понять, кто на каком факультете, и даже на каком курсе учится. У нас не было модулей, но дисциплины в программе были логически связаны. Поэтому дошкольников обсуждали первокурсники, они же активнее всего диагностировали окружающих – пробовали новые инструменты. Второй курс – уже спокойнее, уже можно не оценивать всех вокруг без запроса, и обсуждать младших школьников. Третий курс – уже «бывалые», пройдена половина пути. Уже договаривались с водителями маршрутки, чтобы они после лекций нас забирали от университета. И они сворачивали с маршрута, приезжали к воротам.
Четвёртый и пятый курс. Новое здание на Сретенке. Такое современное. Проекторы в больших аудиториях. Лифты, пандусы, поручни для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ещё нет слогана «Университет для неравнодушных», но это уже в воздухе.
На первом курсе я работала лаборантом на факультете. Потом был долгий профессиональный путь, который через 18 лет, на новом витке, снова вернул меня в стены МГППУ. Тот же факультет, многие преподаватели, которые вели у меня занятия, ещё работают, так что студенческие воспоминания совсем рядом.
2016 год. Я в декрете. Очень хочется профессионального роста, новых знаний, общения, студенчества. Я поступила в магистратуру по направлению менеджмент. «Зачем тебе это? Как это связано с психологией, обучением, тренингами, которыми ты занимаешься много лет? Как ты будешь совмещать обучение и ребёнка?», – я получала много подобных вопросов. Но я не изменяла себе! Направленность программы была «Психология в менеджменте».
Это было совсем другое обучение. На очные занятия почти не получалось приезжать. Много работы приходилось делать по ночам. Поездки в университет с ребёнком, он гулял с папой в коляске, пока я сдавала экзамены. Другое восприятие материала, так как многое из того, что изучалось, уже было в опыте. Уже можно было соотносить, замечать, где мои собственные изобретённые «велосипеды» совпадают с теорией, а что можно делать по-другому.
2020 год. Пандемия. Мир «на удалёнке». Я принимаю неожиданное решение снова стать студенткой. Как будто мало мне работы, ребёнка, регулярных курсов повышения квалификации. В этот раз всё снова по-другому. Дистанционная подача документов, конкурс аттестатов – и я студентка бюджетной группы колледжа по специальности «Информационные технологии и программирование». Моя любовь к дистанционному обучению и 10 лет работы в этой сфере привели к необходимости осваивать IT, а не только психологию, педагогику, андрагогику, хьютагогику, коучинг, фасилитацию и другие способы донесения знания до других, помощи им в развитии.
Спустя 20 лет я реализовала школьную мечту: учиться очно рядом с домом. «Очно», конечно, только на бумаге. В первых числах сентября оформлен индивидуальный план посещения, и я снова совмещаю работу и учёбу, выполняю домашние задания по ночам. После перехода колледжа на дистанционное обучение слушаю лекции в записи, разбираюсь с новыми темами и вспоминаю давно забытые дисциплины: история, философия, высшая математика…
Удивительное чувство – учиться в группе, в которой по возрасту уже могли бы учиться мои дети, если бы я родила их после школы. Мы такие разные. То, что у них ещё свежо после школы, ещё «на кончиках пальцев» после выпускных экзаменов, мне приходится восстанавливать. А то, что для них новое, сложное, непривычное, иногда оказывается моей ежедневной работой.
Оглядываясь назад, я понимаю, что стремление к знаниям – часть моей жизни, которое регулярно приводит меня за студенческую скамью. И я готова совмещать роль студента и преподавателя, тренера, фасилитатора ещё долгие годы. Делиться накопленными знаниями и опытом и учиться новому.