«Анонимность снижает уровень ответственности»: почему дети всё чаще сталкиваются с травлей в интернете и что с этим делать
СМИ о нас
Многим кажется, что самое страшное в травле — физическое воздействие: обидят, перестанут всем классом разговаривать, отберут рюкзак, побьют. Поэтому кибербуллинг — травля в интернете — часто не воспринимается серьёзно. Андрей Сиденко, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в сети и специалисты кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ рассказывают, чем опасен кибербуллинг, можно ли его избежать и что делать тем, кто с ним всё же столкнулся.
Кибербуллинг, как и травлю в реальной жизни, невозможно спрогнозировать. Жертвой может стать любой, повод может быть любым: внешность, интересы, ориентация, поведение. Обидчик всегда найдёт, к чему прицепиться, и начнёт внушать человеку, которого он выбрал своей жертвой, что с ним что-то не так, что он недостоин уважения, что таким, как он, быть стыдно.
Варвара Васильевна Делибалт, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ:
Кибербуллинг — это разновидность вербальной агрессии. В одних случаях он может быть продолжением травли в реальной жизни других — ребёнок или подросток сталкивается с травлей со стороны незнакомых ему людей (сверстников или более взрослых), либо от тех, с кем он общается только по сети. Самое важное здесь — обращается ли ребёнок за помощью к взрослым (в первую очередь к родителям, педагогам, школьным психологам).
По данным компании Brand Analytics, изучавшей агрессивность в русскоязычных социальных медиа, пик такого поведения приходится на 14 лет. Интернет «позволяет» травить человека, не приближаясь к нему. Анонимность снижает уровень личной ответственности, и в результате агрессоры позволяют себе то, на что, возможно, в реальной жизни не осмелились бы.
Наталья Викторовна Богданович, к. п. н., доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ:
Есть ещё одна сторона кибербуллинга: ребёнок наблюдает за травлей в сети и ему начинает казаться, что такое поведение нормально. То есть возникает эффект растормаживания поведения в онлайн. Этот феномен описан во многих исследованиях. Иными словами, это такая своеобразная легитимизация вербальной агрессии.