X Юбилейная Зимняя Психологическая Школа МГППУ
Новость

Image_1
Мы – студенты, аспиранты и преподаватели МГППУ, а так же
наши гости-коллеги из Архангельска и Даугавпилса (Латвия)
с ответственностью заявляем, что X Юбилейная
Зимняя Психологическая Школа прошла успешно!
Отчет о X Юбилейной Зимней психологической школе
«Личность современника»
Традиционное для МГППУ мероприятие – Зимняя психологическая Школа в этом году отмечала свое 10-летие со дня рождения. Работу Школы, при поддержке Департамента образования города Москвы, организовали проректор по учебной работе Ю.М.Забродин, начальник управления КиП НИР Е.Н.Задорина и инициативная группа сотрудников, аспирантов и студентов Научного общества молодых ученых и студентов (НОМУС) МГППУ: И.А.Корепанова, В.В.Колпачников, М.А.Сафронова (ПО), А.В.Антонова (ПК), Ю.А.Маркелова (ПК), А.А.Воронина (ПК) и О.Н.Васильчук (ПК). Школа прошла на базе Центра дополнительного профессионального образования «Поведники» с 27 января по 1 февраля 2009 г.
Зимняя психологическая школа «Личность современника», МГППУ - 2009
Подготовка зимней психологической школы
Каждая Школа уникальна, не только по составу участников и по теме, но и потому, что она является удивительным местом, где студенты могут не только высказывать и аргументировать свои мнения, по обсуждаемому вопросу, но и соотносить их с позициями других участников. Это пространство для «пробы» себя как ученого теоретика, практика, это научная дискуссия с особым уровнем доверия к «другому», пространство построения проектов и разработка моделей их реализации, а затем и реальное их воплощение.
Цель проведения Зимней психологической школы МГППУ – выявление и поддержание студентов, аспирантов и молодых ученых, имеющих активную научную позицию.
Научные задачи Школы:
- Анализ современного состояния и особенностей развития психологии личности, основы которых заложены в классических работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович, А.В.Петровского, Б.Г.Ананьева, и З.Фрейда, К.Левина, А.Маслоу и многих других ученых.
- Развитие навыков общения в альтернативной учебной обстановке у молодых ученых.
- Поддержание интереса к изучению проблемы личности и к психологии в целом.
Этапы подготовки:
- формулировка тематики Школы;
- рассылка информационных писем-приглашений по психологическим факультетам МГППУ;
- публикация информации на официальном сайте университета – conf-mgppu@mail.ru;
- составление программы проведения Школы;
- закупка необходимых материалов для работы Школы.
Участие в Зимней психологической школе:
Для того чтобы принять участие в работе Школы, каждый студент или аспирант представлял заявку и свой проект – доклад, дискуссию, тренинг или мастер-класс, и проходил собеседование на тему научного содержания своего проекта в контексте тематики Школы и личной заинтересованности в участии.
Собеседование состояло из двух этапов. Содержательную часть проводили преподаватели И.А.Корепанова, В.В.Колпачников и аспирантка М.А.Сафронова. В ходе собеседования обсуждалась тема проекта, способ его реализации, давались рекомендации по доработке. Смысловую часть проводила команда студентов-организаторов. Во время этого собеседования обсуждалась мотивация потенциального участника. На основе результатов собеседования был сформирован состав участников, в который вошли 30 молодых ученых (24 студента и 6 аспирантов).
Работа Зимней психологической школы
Программа ЗПШ-2009 была достаточно традиционной. Каждый день имел определенную тематику, раскрывавший одну из сторон общей темы ЗПШ. Помимо представлений проектов студентов и молодых ученых, она включала лекции, мастер-классы преподавателей МГППУ, дискуссии и круглые столы.
Каждый день на Школу приезжали преподаватели. Нашими гостями были: О.Е.Хухлаев, Н.Н.Толстых, Ф.Н.Блюхер, С.Л.Гурко, Н.В.Зверева, А.Ф.Семенова, В.П.Зинченко, С.Н.Ениколопов и др. Впервые на Школе был проведен день, полностью посвященный теме «Клинической и Специальной психологии», проведенный сотрудниками кафедры нейро и патопсихологии под руководством Н.В.Зверевой.
Особенность ЗПШ-2009 состояла в том, что в ее работе приняли участие представители не только МГППУ, но и двух других университетов – Архангельского государственного университета (факультет психологии, старший преподаватель Н.Зарембо и студентка 3-го курса А.Бойцова) и Даугавпилсского университета (доктор психологии, директор докторской программы "Социальная психология" Даугавпилского университета А.В.Воробьев и доцент факультета социальной психологии В.Ращевский).
В первый день все студенты и аспиранты прошли посвящение в ряды участников Зимней психологической школы. В этот день был приглашен преподаватель Олег Евгеньевич Хухлаев, который рассказал участникам о проблеме нетерпимости и принятии, межгрупповых отношениях в современном мире.
Посвящение новых участников
Следующий день (тема дня «Концептуально о личности и ее развитии») начался с рассказа профессора Алексея Васильевича Воробьева (Даугавпилский университет, Латвия) о системе образования психологов в Латвии.
Днем Наталья Николаевна Толстых беседовала с нами о первой Летней школе МГУ в Пицунде. Во время ее рассказа, мы сами оказались на террасе рядом с Александром Романовичем Лурией, слушали шум волн и разговоры о психологии и ели виноград. Затем мы перенеслись в нашу современность и посмотрели на себя, на поколение NEXT, искали общее и различное между нами и американскими представителями данного поколения (по материалам статьи «Поколение NEXT: студент эпохи постмодерна» Марк Тейлор).
Поколение NEXT
Третий день пребывания на школе был ознаменован Клинической тематикой. Для нас это было очень необычно, потому что, во-первых, эту тему предложили нам преподаватели факультета СП, во-вторых, это был целый день, посвященный вопросам, связанными с клинической спецификой. К нам приехала Н.В. Зверева, А.Ф.Семенова и еще несколько сотрудников кафедры. Они прочитали нам лекцию о развитии клинической психологии через призму личностей великих психофизиологов и клиницистов, а так же о профессиональном эмоциональном выгорании.
Четвертый день Школы был посвящен встрече с деканами факультетов МГППУ и выпускниками Зимней Школы (2000, 2005, 2006 гг.). С утра прошла встреча с выпускниками ЗПШ разных лет – Олегом Шведовским, Радмилой Радеевой, Филиппом Барским, Кириллом Кузнецовым, Константином Мироновым и Глебом Смирновым. Они поделились с нами тем, как им помогла Школа в становлении себя как профессионала. Участники школы задавали им каверзные вопросы, а выпускники часто давали каверзные ответы.
После обеда состоялось традиционное мероприятие «Круглый стол с деканами». К нам приехали М.А.Егорова (ПО), Т.А.Мешкова (СП), Е.Г.Дозорцева (ЮП) и А.Н.Гуляева (начальник международного отдела). Заранее был составлен список вопросов, которые хотели задать, но боялись и как всегда деканы отвечали на них. После проведения круглого стола, возникло обоюдное желание по-новому провести этого мероприятие, а именно: пригласить деканов на полноценные сутки пребывания в школе с научными сообщениями-беседами. Нам кажется, такой опыт поможет студентам и преподавателям больше и лучше понять друг друга и снимет «оппозиционные барьеры» в отношениях. По результатам обсуждений родилась студенческая инициатива по организации повторной встречи с деканами – для продолжения обсуждения интересующих студенчество вопросов.
В пятый день утром мы слушали доклад Виталия Ращевского (Даугавпилс) об изучении этнической идентичности и этнических стереотипов у юношей из различных типов культурной среды. Побывали на авторском мастер-классе Натальи Зарембо (Архангельск) по управлению негативными эмоциями, использующей возможности саногенного мышления.
Днем к нам в гости приехали Владимир Петрович Зинченко и Сергей Николаевич Ениколопов. Они рассказывали нам о Личности и На-личности (это когда кто-то из кого-то формирует личность), а так же об особенностях обучения сотрудников ФСБ, о том, что говорили великие психологи про личность, и о современном состоянии общества.
Первого февраля Школа была официально закрыта.
Краткие итоги работы Школы:
Молодые ученые и преподаватели отметили высокий уровень организации работы Зимней психологической школы. Доклады, обсуждения, мастер-классы по проблемам психологии личности проходили на профессиональном уровне. Каждый день поделиться опытом приезжали известные преподаватели университета, был организован круглый стол с деканами факультетов. По итогам Зимней школы можно утверждать, что организация подобных мероприятий повышает не только заинтересованность в психологическом познании, но и профессионализм ее участников, навыки выступлений, дискуссий.
В качестве содержательного итога приведем определение личности, которых так много, что все преподаватели в голос отказались давать свое. Образно это сформулировал Владимир Петрович Зинченко: «Я исхожу из презумпции виновности. Мы виновны в том, что мы личности, пока не докажем обратное».
Текст подготовлен: И.А. Корепановой (преподаватель кафедры ВП) ,
Мария Сафронова (аспирантка)
и А.В. Антоновой (студентка 5-го курса, факультета ПК)