Cостоялся второй международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании»

Новость

анализ

8 апреля состоялся второй международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов: ФГБОУ ВО МГППУ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС.

Модератором семинара выступила М.Г. Сорокова, д.пед.н., руководитель Научно-практического центра  по комплексному сопровождению психологических исследований PsyData МГППУ.

Спикером семинара выступила О.А. Фиофанова, д.п.н., научный руководитель Центра управления в образовании ИОМ РАНХиГС. Тема, представленная докладчиком – «Data-эксперты в образовании: квалификации, компетенции, программы развития».

В докладе Ольга Фиофанова обозначила трансформацию педагогической и управленческой деятельности в контексте углубления и разделения труда. Расширение спектра профессиональных задач, спектра  трудовых  действий педагога и руководителя образования  в связи с необходимостью аналитики образовательных данных в условиях цифровизации образования и развития технологической инфраструктуры данных, институциализации механизмов оценки качества образования.

Докладчик проблематизировала задачу разработки эталонной архитектуры данных, основу которой для обеспечения развития образования, могут составить три класса данных: антропологические (данные о образовательных результатах человека, данные о индивидуальных выборах), дидактические (данные о дидактических сервисах цифровой образовательной среды, данные о методических инструментах оценки результатов освоения образовательных программ), институциональные (данные о условиях в образовательных институциях, данные о институциональном переходе на следующий уровень образования, данные независимой оценки и рейтинговых позиций организации по качеству образования). Аналитика данных актуализирует на практике «новые» трудовые действия педагогов и руководителей образования: 1)инженерно-конструктивные (использование цифровых платформ и сервисов аналитики данных), 2) аналитико-методические (применение методов анализа данных), 3)организационно-практические (организация практики развития) – и требует «новых» компетенций: 1)digital-компетенций, 2) data-компетенций, 3)компетенций организации развития.

Далее докладчик рассказала о практике конструирования программ дополнительного профессионального образования на основе вышеназванной модели компетенций.

Также в докладе были отражены промежуточные результаты исследования, выполняемого в рамках гранта РФФИ по методологии анализа больших данных. Докладчик рассказала о структуре данных как обьекте педагогической и управленческой аналитики, о том, в каких кластерах организационно-педагогических и управленческих решений эти данные становятся основой для проектирования «шага развития».

В заключении докладчик рассказала о перспективах проекта в форме разработки магистерской программы  «Управление образованием на основании данных» в рамках гранта Фонда Владимира Потанина; о разработке онлайн-тренажера о создании концептуального инструментария независимой оценки компетенций для цифровой экономики.

Участники семинара были приглашены к участию во Всероссийском конкурсе кейсов по аналитике данных в образовании и к участию во Второй международной конференции «Большие данные в образовании: доказательное развитие образования». Приглашаем также к участию во 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» DHTE 2021.

Дискуссант В.И. Блинов директор Центра профессионального образования и систем квалификаций  ФИРО РАНХиГС, д. пед. н., профессор,  предложил при анализе изменяющихся трудовых действий педагогов и руководителей образования в цифровой образовательной среде обращаться не к трудовым функциям профессиональных стандартов, а к профессиональным задачам вида трудовой деятельности.

Дискуссант  А.А. Панарин,  руководитель Аппарата Российского профессорского собрания, директор центра цифровых технологий в экономике РУДН, д. э. н., профессор РАО,  заострил внимание на проблематике данных ЕГЭ, объективный анализ которых необходим для обеспечения институционального перехода на следующий уровень образования, а также обратил внимание на важность сбора и систематического  анализа данных при принятии управленческих решений и при оценке эффективности руководителей.

Тематика доклада и содержательные аспекты исследования вызвали живой интерес у участников дискуссии, которые также задавали вопросы. На вебинар зарегистрировались более 380 участников.

Следующий вебинар в рамках международного семинара  «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится  13 мая.

 

Запись трансляции вебинара на YouTube

Источники: Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"