Могут ли гаджеты замедлять развитие ребёнка?

СМИ о нас

2021-08-11 Могут ли гаджеты замедлять развитие ребёнка?

Пандемия усадила детей за гаджеты. До нее дошкольники в среднем проводили в телефонах и за компьютерами по 3-4 часа в день. А теперь это время увеличилось. Учёные заговорили о том, что это может привести к замедлению развития детей.

Насколько велика опасность? Об этом «АиФ» спросил у профессора кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Натальи Авдеевой.

– Наталья Николаевна, недавно сообщили об исследовании, согласно которому у детей, которые много времени проводят в гаджетах, замедляется психическое и физическое развитие.

– Думаю, эти выводы преждевременны. В нашем университете защищено уже немало дипломов и магистерских диссертаций на тему взаимодействия детей с гаджетами. Но ни в одном исследовании не было и речи о замедлении развития.

А вот что касается обучения с помощью гаджетов во время пандемии, то здесь проблемы были. Детям, особенно младших классов, оказалось трудно приспособиться. Для младшеклассников нахождение в школьном коллективе – это развивающая ситуация. Они учатся учиться вживую, на примерах других детей, под влиянием учителя. Все-таки педагог для детей младших классов в процессе обучения имеет решающее значение, им важно полноценное общение с ним, в том числе эмоциональное. Имеют значение и сверстники, которые тоже создают особый климат школьного обучения, и с ними возможно сотрудничество и сопереживание. Когда дети занимаются наедине с компьютером, всё это в большой степени нивелируется…

– Тем не менее многие говорят о том, что у ребенка снижается концентрация внимания, возникают трудности в общении со сверстниками, если он слишком много сидит в телефоне или за компьютером.

– Дети, к счастью, организованы умнее взрослых. Если ребёнок устал, он начинает отвлекаться: крутиться, вертеться. И именно поэтому заставлять его сидеть по 6-7 часов за экраном бесполезно: он не усвоит материал.

Н.Н. Авдеева также рассказала, как относиться к советам занять сына или дочь с тем же гаджетом чем-нибудь познавательным и развивающим вместо игр: «Это общее мнение и даже некоторый миф, что дети в гаджетах исключительно играют. Повторюсь: дети умнее, чем о них думают многие взрослые. В МГППУ недавно провели исследование на тему того, чем же дети занимаются, когда им дают в руки гаджеты. Оказалось, они проводят время достаточно интересно и не так уж вовлечены в эти компьютерные игры, как иногда думают родители. Дети часто используют гаджеты для поиска информации. Наверное, многим родителям знакома ситуация: ребенок пристает с вопросами, а у нас нет времени или недосуг отвечать ему. И они ищут ответы на свои вопросы в интернете. Но… потом все равно дёргают родителей. Правда, теперь уже с рассказами о том, что они там узнали. И это нормально. У ребёнка есть большая потребность в том, чтобы находить информацию из окружающего мира и вступать в общение со своими родителями по разным поводам, чтобы понять, что происходит в мире, ориентироваться в нём. Потребность в таком общении очень велика. Кстати, в ситуации пандемии многие родители поняли, что они очень нужны своим детям».

Полностью читать интервью на сайте AIF.RU.

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью Факультет "Психология образования"