Вся психология в одном университете

Спикеры МГППУ на международной конференции обсудили вопросы влияния игрушки на развитие ребенка

Новость

Спикеры МГППУ на международной конференции обсудили вопросы влияния игрушки на развитие ребенка

В онлайн-формате  III Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» спикеры обсудили вопросы влияния игрушки на развитие ребенка. Были затронуты наиболее значимые проблемы в этой области: значение образа игрушки для детской игры, влияние игрушек на познавательную активность, связь игрушек и игр с саморегуляцией детей и игровое пространство в детских садах.

Сессия началась с выступления Петра Крыжова, аспиранта кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ. В своем докладе «Сюжет и содержание игры детей с современными куклами-монстрами» спикер рассказал, что различные игрушки-монстры становятся все более популярными, но их развивающее значение для ребенка еще недостаточно изучено.

«О том, какое культурное содержание несут традиционные игрушки – пирамидка, плюшевый мишка, дядя Степа, система представлений давно разработана, но совсем не так обстоит дело с современными образными игрушками, – подчеркнул спикер. – Куклы-монстры привлекательны для детей тем, что это очень сильные и харизматичные персонажи, и играя с ними, дети чувствуют себя тоже сильными. Игрушки школы Монстров Monster High совмещают образ красивой куклы и какой-то нечисти, но когда ребенок рисует и переносит их образ на бумагу, мы видим красивых существ, без каких-либо инфернальных особенностей. По результатам исследований дети до 9 лет не принимают во внимание, что такое монстр. Для них это просто яркий, красивый персонаж. После 11 лет дети уже хорошо понимают различие между монстрами и людьми, их игры приобретают характер враждебного действия. Вывод: современные куклы-монстры – это смешанные персонажи, их образ состоит из несколько слоев, каждый слой может по-своему ориентировать игру».

Научная сессия «Философские и социально-культурные контексты детской игры» объединила темы потребительской активности современных детей, выбора игрушек детьми в разных странах, новых игр, продиктованных существующей реальностью, которые получили название «ковидные салки». Общение специалистов в рамках конференции «Игровая культура современного детства» прошло в гибридном формате.

Разносторонней и сложной назвала рассматриваемую тему модератор научной сессии доктор социологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, председатель исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов Светлана Майорова-Щеглова.

Перед началом дискуссии Светлана Николаевна предложила коллегам посмотреть небольшой видеоролик, который она сняла сама на обычной детской площадке. Он демонстрировал классическую игру в классики, но поле для игры было поистине бесконечным.

«Посмотрите на этом простом примере, как изменилась обычная игра в классики в современном мире, - пояснила показанный ролик Светлана Майорова-Щеглова. – Не удивительно, что сегодня речь пойдет о том, как меняется игра и игрушка в современном мире и какой опыт могут вынести из этого взрослые. Изучение игры современных детей – это своеобразный аванпост. По детской игре судят, как в будущем изменится мир. У нас большой спектр вопросов и поговорить обо всем мы, конечно, не сможем. Но это станет поводом для наших будущих исследований».

Источник: Факультет "Психология образования"