Вся психология в одном университете

Александр Васильевич Суворов: мобилизация личностных сил при инвалидности

СМИ о нас

Мобилизация личностных сил при инвалидности

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 1 млрд человек, которые имеют ту или иную форму инвалидности, — это 15% населения Земли, или каждый седьмой человек. Пятая часть из них, или около 190 млн, имеют серьезные формы инвалидности.

"Психологическая газета" предлагает вниманию читателей статью «Мобилизация личностных сил при инвалидности» Александра Васильевича Суворова, профессора, доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника МГППУ, члена Международной академии информатизации при ООН, президента Сообщества семей слепоглухих.

«Танцуя от печки» — от теории сущности человека и сущности личности, — автор обосновывает реальность, осуществимость подлинной, на родовом, общечеловеческом уровне, личностной полноценности в условиях даже очень тяжёлой инвалидности. Тем самым в статье заложена психолого-педагогическая стратегия, методология, в основе которой — мобилизация личностных сил стремлением жить, а не прозябать, преодолевая в личной судьбе социальную патологию — всё то, что мешает личностной полноценности.

Я исхожу из марксова понимания сущности человека [1], в отличие от всей остальной живой природы, как ансамбля всех общественных отношений, и из ильенковского понимания сущности личности как индивидуального ансамбля всех общественных отношений [2]. Личностями не рождаются, а становятся по мере вступления в разнообразные общественные отношения — прежде всего, с другими людьми, через них — с общечеловеческой культурой, через неё — с остальной природой, Вселенной. Личностями становятся, действуя в качестве членов общества, полномочных представителей Рода Человеческого, не «усваивая» культуру подобно тому, как усваивается пища, и не «присваивая» культуру подобно присвоению собственности, а, как остро сформулировал Ф.Т. Михайлов [3], воссоздавая культуру в собственной жизнедеятельности, деятельности в течение всей жизни и тем самым становясь не просто носителями, но — соавторами культуры.

Вообще-то прилагательное «общественные» излишне, поскольку, согласно Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, никаких других отношений, кроме общественных, и быть не может — по определению. Определение это содержится в первой главе «Немецкой идеологии», где сказано, что животное не относится ни к чему и вообще не относится; относиться, вступать в отношение может только человек, как родовое, а не чисто видовое существо, как представитель разумной формы жизни, — следовательно, как существо разумное [4]. Отношения возникают внутри общества и возможны только через общество, через создаваемую ради функционирования общества культуру. Отношение бывает только сознательным, а осознаётся, осмысливается оно только через культуру, благодаря культуре. Поэтому помимо общества, помимо общечеловеческой культуры мы не можем относиться к чему бы то ни было вне общества — только через него. И ансамбль отношений как сущность человека может быть только ансамблем общественных отношений, что приходится особо подчёркивать лишь в полемическом контексте, — в полемике с теми, кто надеется обнаружить «сущность человека», копаясь в индивидуальных мозгах либо включая эти мозги в общеприродный, общебиологический, да какой угодно, только не социальный, не общественный контекст.

Э.В. Ильенков подытоживает: «Мыслят не Я, не Разум. Но мыслит и не мозг сам по себе. Мыслит человек с помощью мозга, притом в единстве с природой и контакте с нею. Изъятый из такого единства, он уже не мыслит. Здесь Людвиг Фейербах и останавливается...»

Читать статью полностью на сайте Психологической газеты.



Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ)