Ирина Владимировна Шаповаленко

Ирина Владимировна Шаповаленко

заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, доцент кафедры

ученая степень: кандидат психологических наук

ученое звание: доцент

уровень образования: высшее, психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1984)

наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология

квалификация: Психолог, преподаватель психологии

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:

  • повышение квалификации «Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы», 72 ч. (2009)
  • повышение квалификации «Мультимедиатехнологии разработки образовательных ресурсов», 72 ч. (2009)
  • профессиональная переподготовка по программе «Менеджер социальной сферы»

общий стаж работы: 27 лет

стаж работы по специальности: 21 год

награды, премии, звания: почетный знак имени Петра Великого за достижения в социальном образовании II степени

научные интересы:

  • возрастная психология
  • психология зрелости и старости
  • психология возрастных кризисов
  • возрастно-психологическое консультирование

читаемые дисципилны:

  1. Психология зрелых возрастов
  2. Основы семейного консультирования
  3. Взрослость и зрелость в психологии развития и акмеологии
  4. Психология развития

основные публикации:

научные работы:

  1. Теоретические и экспериментальные исследования детской имитации за рубежом // Труды IV научной конференции молодых ученых факультета психологии: Сборник в 2-х ч. - М.: МГУ, 1987. - С.108 -132.
  2. Диагностика и формирование исторических представлений у дошкольников // Труды IV научной конференции молодых ученых факультета психологии: Сборник в 2-х ч. - М.: МГУ, 1987.- С.197 -208.
  3. Роль имитации в усвоении ребенком речи // Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков: тезисы докладов совещания. - М., 1987. - С. 61 - 62.
  4. Формирование образов исторических явлений у детей младшего возраста (опыт экспериментального исследования) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989. - С. 52 - 63.
  5. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 6. М., 1990. - 12 с.
  6. Цикл занятий «Музей и дети» в Политехническом музее / Ребенок в музее (Социологический и психолого-педагогический аспекты). - М., 1993. - С. 96 - 113.
  7. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., Изд - во Моск. ун - та, 1994. - 112 с. (Л.Ф. Обухова)
  8. Психология старости как предмет изучения. Программа геронтопсихологии для вузов // Психология зрелости и старения. 1997. Осень.- С. 26 - 38.
  9. Проблемы преподавания геронтопсихологии. Социальная работа: Опыт и проблемы подготовки специалистов (материалы межвузовской научно-практической конференции). М., Союз, 1997. -С. 145 -148.
  10. Познавательные интересы младших школьников (экспериментально-психологическое исследование) // Журнал практического психолога. 1998. №3.- С.17 - 24.
  11. Роль музея в развитии ребенка в дошкольные и школьные годы // XXII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сборник материалов. М., 1999.
  12. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. Лето (6).- С. 27 - 41.
  13. Научно-практическая студенческая конференция «Актуальные проблемы современной психологической науки» // Психология зрелости и старения. 1999. Лето (6). - С. 96 - 99.
  14. Психологические проблемы пожилых людей // Социальная политика в России на пороге ХХI века. Шестые годичные научные чтения МГСУ. М., «Союз», 1999. - С. 215 - 220.
  15. Altersbild und psychische Entwicklung // Alter und Altern in Russland. Fred Karl &Olga V.Krasnova (Hg.) Asanger Verlag Heidelberg, Kröning, 2001. С.129-139.
  16. Тяжелое заболевание ребенка: горестные переживания // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь. Сборник статей/ Под ред. О.В.Красновой. М.: МПГУ, Обнинск: Принтер, 2002 г. -С. 233-255. (Миронова Т.Б.)
  17. Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования // под ред. Е.Г. Силяевой. М., «Академия», 2002 г. - С. 65 - 120.
  18. Полноценная жизнь в старости: социальные факторы и личностная позиция // Талант, знания, опыт старшего поколения - на пользу Родине. М.: МГСУ, 2002. - С.105.
  19. Диагностика уровня и содержания межпрофессионального взаимодействия специалистов социальной сферы // Межпрофессиональное взаимодействие специалистов в области социальной работы. Сборник научных трудов. Отв. ред. О.Б. Бекасов.- М.: АСР МГСУ, 2003. - С. 16-22.
  20. Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений / Семейная психология и семейная терапия. 2003. №2. С.72-86.
  21. Динамика мотивационно-потребностной сферы в период старения и социальная ситуация развития // Тезисы съезда психологов. СПб., 2003. - 2 с.
  22. Проблема старения с биологической и психологической точки зрения // Психологическая наука и образование.- 2003. - №3.- С.25-34. (Обухова Л.Ф., Обухова О.Б.)
  23. Родительское отношение к ребенку: определение, типы и влияние на психическое развитие // Семейная психология и семейная терапия. - 2004.- №3. - 14 с.
  24. Анализ феномена общения взрослых через ребенка в триаде «взрослый-ребенок-взрослый»// Семейная психология и семейная терапия. - 2004. - № 2. - С. 72-90. (Ошарина В.В.)
  25. Образ старости и специфика подготовки специалистов для работы с пожилыми людьми // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы второго международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. - М., 2004. - 4 с.
  26. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология старости. Хрестоматия/ - Издательство: Бахрах-М, 2004 г.- C. 525-537.
  27. Взаимоотношения поколений в семье//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2006 г. - Учебник с грифом УМО Вузов России С. 65 - 120.
  28. Старость как общественная и личностная проблема в современном мире// Глобализация: настоящее и будущее России. Материалы VI Международного социального конгресса, 24-25 ноября 2006 г. В 2-х томах. М.: Изд-во РГСУ, 2006. Т.1.с.40-41.
  29. Предпенсионный кризис: выраженность и внутреннее содержание //Ученые записки Российского государственного социального университета, 2006. №2. С.185-188.
  30. Особенности мотивационной сферы личности в период поздней взрослости//Наука - транспорту. Материалы научной конференции. - М.: МГУПС, 2006 г. - Т. 4. - С. 27.
  31. Технологии профессиональной деятельности психолога стационарного учреждения социального обслуживания/ М.: Издательско-полиграфический комплекс РГСУ «Гриф УМО вузов России по образованию в области социальной работы Союз», 2007.60 с. - 3,75 п.л. (Миронова Т.Б.)
  32. Психосоциальные технологии адаптации детей-сирот к жизни в семье М.: Издательско-полиграфический комплекс РГСУ «Союз», 2007.144 с. - 9 п.л. (Ефремова Г.И., Шмидт В.Р.)
  33. Личностные особенности людей среднего возраста в контексте проблемы кризиса середины жизни//Вестник университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. М., 2008. №1 (39). (издание, рекомендованное ВАК) С.12-15. (Алферова М.О.)
  34. Качество жизни и личностные характеристики социально-активных людей пожилого возраста: эмпирическое исследование//Социальная политика и социология. 2008. №5 (41).(издание, рекомендованное ВАК) С. 73-83.
  35. Роль околофутбольной субкультуры в процессе социализации юноши// Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №3 (36). - С. 269 - 273. (Салахетдинов Э.Р.)
  36. Имидж пожилого человека у современных подростков как основа взаимоотношений поколений//Имиджелогия - 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии/Под ред. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008. С. 320-322. (Латанова Ю.С.)
  37. Психологические основы предпенсионной подготовки работников //Социальные проблемы развития современного российского общества. Материалы научно-теоретической конференции. - М.: МГУПС, 2008 г. С. 91 - 100.
  38. К вопросу о социально-психологической незрелости молодежи. //Актуальные проблемы безработной молодежи на современном этапе: Материалы научно-практической конференции 06.11.2008. РГСУ 2008. С.48-52.
  39. Социальные и психологические факторы переживания одиночества в поздней взрослости. //Психология социальности. Межвузовский сборник научных трудов. Т.2. /Под ред. Е.А.Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008. С.51-55.
  40. Факторы риска суицида в пожилом возрасте//Cовременное состояние суицидологии в России: актуальные проблемы, перспективы. Москва, 2008. - С. 54-56.
  41. Факторы вариативности когнитивных функций в средней и поздней взрослости. Психология зрелости и старения, 2008. №4 (44). С.42-62.
  42. Возрастные задачи и личностные кризисы поздней взрослости//Психология зрелых возрастов. Хрестоматия. Шаповаленко И.В. (редактор-составитель). М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. - С. 563-568

учебно-методические работы:

  1. Основные проблемы школьной психологической службы // Программа курса для студентов психологического факультета. М., 1994. - 36 с.
  2. Возрастная психология. Программа курса для студентов факультета психологии. М., Союз, 1997. 27 с.
  3. Возрастная психология. Планы семинарских занятий. М., Союз, 1997. - 20 с.
  4. Программа повышения квалификации социального работника//Психология зрелости и старения. 1998. Весна. С. 19 - 29 (Т.Д. Марцинковская, О.В. Краснова)
  5. Геронтопсихология (Учебная программа курса). М., «Союз», 1998. - 16 с.
  6. Программа итогового квалификационного экзамена по психологии/И.В.Шаповаленко и др. М., 2001.
  7. Закономерности психического развития ребенка в дошкольном возрасте//Сборник публичных лекций. М., «Союз», 2001. - С.286 - 303.
  8. Программа итогового квалификационного экзамена по психологии М., Союз, 2003. - 28 с.
  9. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методические материалы. М., Союз, 2003. - 37 с.
  10. Методика преподавания психологии. Учебно-методический комплекс. М., Союз, 2004. - 26 с.
  11. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. - 349 с.
  12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2004. - С. 65 - 120.
  13. Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология». - М., 2004. - М., РИПО ИГУМО, 2004. 64 с.
  14. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) - М.: Гардарики, 2005. 349 с.
  15. Психология развития и возрастная психология: Программа учебной дисциплины для студентов специальности 020400 «Психология». М., РИПО ИГУМО, 2005. 32 с.
  16. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики, 2007. - Учебник с грифом УМО вузов по психологии 349 с.
  17. Взаимоотношения поколений в семье//Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2008 г. - Учебник с грифом УМО Вузов России. С. 65 - 120.
  18. Психология зрелых возрастов. Хрестоматия. Шаповаленко И.В. (редактор-составитель). М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. - 667 с.
  19. Об опыте разработки учебно-методических пособий инновационного типа//Современное социальное образование: опыт и проблемы модернизации: Тезисы выступлений на VII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе 8-9 июня 2007 года. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - С.220-222.
  20. Психология развития и возрастная психология. Ч. 1. Теории развития. - Конспекты лекций. Тестовые задания. М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 43 с.
  21. Программа педагогической практики. Методические рекомендации.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 48 с. (Ефремова Г.И.)
  22. Геронтопсихология. Учебно-методические материалы.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 38 с.
  23. Психология развития и возрастная психология. Учебно-методические материалы.М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 64 с.
  24. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) М.: Гардарики, 2009. - Учебник с грифом УМО вузов по психологии. - 349 с.
  25. Взаимоотношения разных поколений в современной семье: cотрудничество, влияние, конфликт. //Социальная политика и социология, №5(46), 2009. - С.37-45.
  26. Проблемы взаимоотношений разных поколений в семье. //Человеческий капитал №1(9), 2009. - С.12-18.
  27. Специфика подготовки специалистов социально-психологического и геронтопсихологического профиля // Вопросы преподавания дисциплин социально-психологического профиля: сборник учеб.-метод. статей /Под ред. д. психол. н., проф. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2010. С.99 - 103.
  28. Шаповаленко И.В., Мартазаева Н.Х. Особенности самооценки лиц позднего возраста, проживающих в семье и в условиях интерната // Человеческий капитал. – 2010. С.117-121.
  29. Клуб общения как фактор повышения качества жизни пожилых людей // Социальная ортобиотика: теория, методология и практика: сборник научных трудов / Под ред. д.пед.н., доц. Л.В.Федякиной, д. психол. н., проф. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2010. - С. 93-96
  30. Шаповаленко И.В., Пастухова М.В. Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников // На пути к профессиональной самореализации студентов вуза: сборник научных трудов – Вып. 3 / Под ред. д. психол. н., проф. Е. А. Петровой – М., РИЦ АИМ, 2010. С.232-237.
  31. Шаповаленко И.В., Скрябин М.А Взаимосвязь индивидуально-психологических черт и психобиографических экзистенциальных образований личности в период ранней взрослости // На пути к профессиональной самореализации студентов вуза: сборник научных трудов – Вып. 3 /Под ред. д. психол. н., проф. Е. А. Петровой – М., РИЦ АИМ, 2010. С. 237 -240.
  32. Шаповаленко И.В., Шаповаленко А.А., Об опыте участия в формировании команды путем оценки компетенций участников // На пути к профессиональной самореализации студентов вуза: сборник научных трудов – Вып. 3 / Под ред. д. психол. н., проф. Е. А. Петровой – М., РИЦ АИМ, 2010. С. 240-247.
  33. Работа с текстом: новые аспекты традиционного учебного метода //Вопросы преподавания дисциплин социально-психологического профиля: сборник учеб.-метод. статей /Под ред. д. психол. н., проф. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2010. – С.103-106.
  34. Содержательные основы профессиональной деятельности психолога в стационарном учреждении социального обслуживания// Человеческий капитал. 2011. №1.- С.72-74.
  35. Шаповаленко И.В., Ковшевная Е.С. Структура мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов технического вуза // Профессиональная самореализация студентов-психологов РГСУ/ В профессию – через науку. Сборник научных статей. Москва, еТест, 2011. С.91-98.
  36. Качество жизни пожилых людей с разным уровнем жизнестойкости // Человеческий капитал. 2011. - №12. С.10-12.
  37. Проблема эмоциональных переживаний и психологического благополучия в позднем возрасте как основа оказания практической психологической помощи // Формирование системы инновационного образования в Университете как ресурсном центре оказания практической психологической помощи населению. Материалы ежегодных факультетских научных чтений. Москва. РГСУ, 2011. Сборник научных статей. - C.230-242.
  38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. - (Учебник с грифом УМО Вузов России) // М.: «Академия», 2011 г. – 192 с.
  39. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. (Учебник с грифом УМО вузов по психологии) // М.: Юрайт, 2012. – 567 с.
  40. Проблема толерантного отношения к пожилым в контексте современной демографической ситуации // Демографическая реальность и демографическая политика: проблемы, пути решения: сб. материалов XII Международного социального конгресса 27 ноября 2012 г. – М.: Издательство РГСУ, 2012. – 478 с. – С.444-446.
  41. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров (Учебник с грифом УМО вузов по психологии) // М.: Юрайт, 2013. – 567 с.
  42. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата/ И.В. Шаповаленко. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 575 с. Гриф УМО по классическому университетскому образованию.

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 312 (кафедра)

график работы: пн.-пт., 10:00-18:00, занятия согласно расписанию


Телефон:   +7 (495) 632-90-66

Контакты

Адреса местоположения подразделения:

127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, офис 206 (деканат), офис 312 (кафедры).

123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2 А, офис 306а (деканат).

Приёмные часы:

Пн. - пт.: 10.00 – 16.30.

Контактные телефоны:

ул. Сретенка, д. 29
+7 (495) 632-90-66 – деканат и кафедры, офис 206 и 312;
+7 (495) 632-99-59 – методический кабинет магистратуры и аспирантуры, офис 217.

Шелепихинская наб., 2А
+7 (499) 244-07-06 – методический кабинет бакалавриата (очное отделение), офис 306а;
+7 (499) 256-69-27 – методический кабинет бакалавриата (заочное отделение), офис 312а, 313а.

Адрес электронной почты: fpo@mgppu.ru