Вся психология в одном университете

Ольга Сергеевна Павлова

Ольга Сергеевна Павлова

заведующая кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета "Социальная психология"

ученая степень: кандидат педагогических наук (диссертация по теме «Формирование коммуникативной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи», МПГУ, 1998)

ученое звание: доцент по кафедре социальной психологии

академическая степень: магистр теологии (2020), ЧУ ВО «Российский исламский институт», диссертация по теме «Психологические аспекты исламской теологии: теория и практика»

уровень образования: высшее, специалитет, Московский педагогический государственный университет, дефектологический факультет (1993)

наименование направления подготовки или специальности: Дошкольная коррекционная педагогика и специальная психология

приглашенный профессор: Академия «Болашак» (Караганда, Казахстан, 2019); Университет Гаджа Мада (Индонезия, 2023-24); Индонезийский исламский университет (Джокьякарта, Индонезия, 2019-2020)

данные о повышении квалификации или профессиональной переподготовке:

  • Что можно рассказать телом Нарративная мастерская (100 часов, 2024)
  • Нарративная практика I, II, III ступень, Нарративная мастерская (156 часов, 2023-24)
  • Киноклуб в нарративном подходе: онлайн-практикум (32 часа:, 2024)
  • Читательский клуб в нарративном подходе: онлайн-практикум (32 часа:, 2024)
  • Базовый тренинг EMDR I-II ступень, Московский центр терапии EMDR (2023-24, 71 ч.)
  • Интеграция EMDR в терапии пар (7 часов, 2024)
  • Работа с нарушениями сна в EMDR (4 часа, 2024)
  • Использование EMDR в работе с трансгенерационной травмой (32 часа, 2023-24)
  • Травма и исцеление (курс Джудит Герман, 12 часов, 2024)
  • Конфликтология супружеских пар (24 часа, 2023)
  • Ориентированная на решение краткосрочная терапия, Национальный центральный институт развития дополнительного образования (2023)
  • Профессиональная переподготовка: по программе "Системная семейная психотерапия" (2023, 584 часа, ООО "Институт психотерапии онлайн ИПО"). Квалификация: семейный психолог-консультант.
  • ФГБОУ ВО НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Межнациональные отношения в современной России (2022, 72 часа).
  • ФГБОУ ВО МПГУ, Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего (2022, 72 часа).
  • ФГБОУ ВО МГППУ, Анализ данных психологических исследований и подготовка к публикации (2022, 32 ч.).
  • ФГБОУ ВО МГППУ, Теория и практика психологического консультирования в профессиональной деятельности (2021, 72 ч.).
  • ЧУВО «Российский исламский институт». «Духовно-ориентированная педагогика и психология» (2020, 72 ч.).
  • ЧУК «Еврейский музей и центр толерантности». Интерактивные методы профилактики ксенофобии и экстремизма среди детей и молодежи «Безопасный мир» (2019; 24 ч.)
  • СПбГУ, Coursera. «Ислам: история, культура, практика» (2019)
  • ЧУ ООВО МИИ и ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова. «Государственно-конфессиональные отношения» (2016; 80 ч.)
  • ФГБОУ ВО МПГУ. «Межкультурный тренинг: технология разработки и проведения» (2015; 16 ч.)
  • СПбГУ при участии ДУМ РФ. Программа «Классические мусульманское богословие как фактор профилактики радикализма и экстремизма» (2015; 72 ч.)
  • ФГБОУ ВО МПГУ. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (2015; 72 ч.)
  • ФГБОУ ВО МПГУ. Программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (2014; 72 ч.)
  • Ленинградский областной институт развития образования. Программа «Развитие социальных компетенций старших дошкольников средствами международной программы «Друзья Зиппи» (2014; 24 ч.)
  • ИЭА РАН; ГБУ «Московский дом национальностей», программа «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в РФ» (2012)
  • МГУ им. М. В. Ломоносова, свидетельство о повышения квалификации по специальности «Психология» (2008; 340 ч.)
  • МОСУ. «Психология индивидуальности; теория и практика психодиагностики» (2007; 72 ч.)

общий стаж работы: 33 года

стаж работы по специальности: 33 года

награды, премии, звания:

  • Победитель (I место) Всероссийский интернет-конкурса «Что я знаю об Ингушетии и ингушах» (Республика Ингушетия, 2012),
  • Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимый Фондом развития отечественного образования (Сочи) за монографию «Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета» (2013)
  • Благодарность Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина за развитие сотрудничества между ЦРО ДУМ РФ и ФБГОУ ВО МГППУ в сфере реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников духовных образовательных организаций, религиозных деятелей,  сотрудников духовных управлений мусульман по направлению «Государственно-конфессиональные отношения»

участие в редакционных коллегиях научных журналов:

гранты:

  • РГНФ № 13-16-77006: «Исследование социально-психологических особенностей чеченского этноса на современном этапе» (руководитель, 2013 г.)
  • РГНФ № 15-06-10843 «Риски и ресурсы религиозной идентичности в современной России: кросс-культурный анализ» (исполнитель, 2015-2016 гг.)
  • РФФИ № 19-013-00892. Интегративная социально-психологическая модель оценки и прогнозирования эффективности межкультурного взаимодействия (исполнитель, 2019-21)
  • РФФИ № 17-01-00432-ОГН. Проблемы доверия и справедливости в традиционной культуре балкарцев (исполнитель, 2019)
  • Научно-исследовательский проект ФГБОУ ВО МГППУ «Инструменты оценки межкультурной компетентности педагога» (исполнитель, 2019-20)

научные интересы:

  • Кросс-культурная специфика психологического консультирования
  • Социально-психологическая модель психологического консультирования 
  • Социально-психологические особенности народов Кавказа
  • Межэтнические и межрелигиозные отношения

читаемые дисциплины:

  • Введение в межкультурную коммуникацию в профессиональном взаимодействии;
  • Этнопсихология;
  • Психология религии в консультировании;
  • Психологическая устойчивость;
  • Практическая психология Востока
  • Кросс-культурные технологии психологического консультирования

основные публикации:

Монографии

  1. Формирование коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи (монография) / М.: МОСУ, 2007. - 96 с.
  2. Психологическая диагностика толерантности студентов (статья в коллект. монографии) / Психологическая диагностика личностно-профессионального развития студентов в условиях социальных изменений: монография, М.: МОСА, 2008. - С. 186-203
  3. Развитие позитивной идентичности в тренинге (статья в коллект. монографии) / Психотехнологии личностно-профессионального развития студентов: монография / под общ. ред. Л.С. Подымовой. – М.: МОСА, 2009. С. 32-39, 103-120
  4. Воспитание толерантности через знакомство с культурой и традициями народов // Многообразие культур как основа толерантности (монография) / отв. ред. М.Г.Котовская: М. ИИЦ МГУДТ, 2010. С. 22-31
  5. Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета (монография). - М.: Форум, 2012. - 383 с. 1-е место во Всероссийском интернет-конкурсе "Что я знаю об Ингушетии и ингушах", посвященном 20-летию со Дня образования Республики Ингушетия
  6. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета (монография). М. : Издательская группа «Сам Полиграфист», 2013. 558 с.
  7. Психология: исламский дискурс. Москва : Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль-Васатыя – умеренность», 2020. – 208 с.

Учебники, учебные и методические пособия

Статьи (выборочно)

  1. Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность // Культура и искусство. 2011, № 6. - С. 33-40.
  2. Ценностные ориентации чеченцев и ингушей: источники и детерминанты // Культурно-историческая психология. 2012. №2. – C. 78-87.
  3. Зачем нужны этнографические данные в психологической практике? // На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям. Сборник материалов четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 25-26 октября 2013 г. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 78-79.
  4. Об этнической, религиозной и государственно-гражданской идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество, 2013. № 2. С. 119-136.
  5. Язык в структуре этнической и релииозной идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество, 2014. № 2. С. 27-39.
  6. Павлова О.С. Психология ислама: институционализация научной дисциплины в российском контексте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169-181. 
  7. Павлова О.С., Семёнова Ф.О. Ценностные ориентации мусульманской молодёжи Северо-Западного Кавказа. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):361-374.
  8. Pavlova O. The Values and Social Identity of Russian Muslims // Changing Values and Identities in the Post-Communist World. Edit. Lebedeva N., Dimitrova R., Berry J. Springer, 2018. P. 99-115.
  9. Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Гриценко В.В., Константинов В.В., Кузнецов И.М., Павлова О.С., Рыжова С.В., Шорохова В.А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 71–82. doi:10.17759/chp.2019150308
  10. Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки[Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103–113. doi:10.17759/jmfp.2020090111
  11. Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Хакимов Э.Р., Хухлаева О.В., Александрова Е.А., Кривцова А.С., Лейбман И.Я., Усубян Ш.А. Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 46–57. DOI: 10.17759/pse.2021260603
  12. Гриценко В.В., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В., Павлова О.С., Хухлаев О.Е. Стратегии социокультурной адаптации как предикторы психологического благополучия детей иностранных граждан в России // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 200 – 212. DOI: 10.17759/pse.2023280515
  13. Финашина М.Е., Павлова О.С. Я-концепция старших подростков, склонных к аутоагрессивному поведению. Вестник практической психологии образования (2024. Том 21. № 1 С. 97–110).
  14. Гриценко В.В., Павлова О.С. Теория и практика этнопсихологии: 20 лет в российском контексте // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 1. С. 215–223. DOI: 10.17759/sps.2024150113
  15.  Павлова О.С. Семейные отношения мусульман постсоветского пространства: основные черты и подходы к психологическому консультированию. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):953-978. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-953-978

сведения о публикационной активности: 

SPIN РИНЦ:4294-5915; 145666

ORCID: 0000-0001-9702-1550

Scopus AuthorID57214241674

ResearchGate: Профиль

ResearcherID: с-7590-2017

Google Scholar: Профиль

Репозиторий Psyjournals.ru: Профиль


Телефон:   +7 (495) 632-90-66

E-mail:   pavlovaos@mgppu.ru
  os_pavlova@mail.ru

Контакты

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 401

График работы: пн.-пт., 10:00-18:00

Телефон: +7 (495) 632-95-44

E-mail: kaf_etnops@mgppu.rupavlovaos@mgppu.ru

Сайт: http://ethnopsy.mgppu.ru/
ТК канал: https://t.me/ethnopsy