Новая эра психологии: методика Выготского—Сахарова ожила в виртуальной реальности!
Новость

Кафедра общей психологии и молодежная лаборатория «Когнитивно-поведенческие технологии в VR и ИИ» Института экспериментальной психологии МГППУ представили уникальный проект – первую в мире реализацию классической методики двойной стимуляции Выготского–Сахарова в виртуальной реальности!
Что произошло?
Под руководством профессора В.В. Селиванова магистрант А.А. Шамшев создал инновационную VR-версию методики в среде Unity. Теперь студенты взаимодействуют с трехмерными фигурами, парящими в виртуальном космосе, используя шлемы HTC Vive.
Как это работает?
- Фигуры обладают четырьмя признаками: цвет, форма, высота, размер.
- Испытуемые перемещают их с помощью контроллеров, классифицируют на виртуальном столе.
- Голосовые подсказки и интерактивность усиливают эффект погружения – пользователь чувствует себя «внутри эксперимента».
Комментарий В.В. Селиванова: «Конечно, поражает наличие всех основных признаков виртуальной реальности: яркие трехмерные фигуры; возможность анимации (испытуемые флайстиком (контроллер в VR) захватывают и передвигают фигуры, ставят их на классификационный стол); интерактивность и эффект «присутствия» – человек не просто смотрит на трехмерные изображения на плоскости, но находится как бы внутри ситуации, фигуры вокруг него».
Первые результаты
Пилотные испытания прошли на студентах 4 курса бакалавриата (профиль «Экспериментальная психология») и первокурсниках-дизайнерах.
Что выяснили?
- В VR этапы формирования понятий (синкреты, комплексы, понятия) проявляются ярче, чем в классическом варианте.
- У опытных студентов-психологов некоторые стадии (например, цепной комплекс) оказались свернутыми – это открывает новые вопросы для исследований.
- Методика идеальна для обучения: позволяет возвращаться к предыдущим этапам, добавлять новые признаки и детально анализировать процесс мышления.
Почему это прорыв?
- Пропедевтика для студентов: VR-формат делает изучение методики наглядным и увлекательным.
- Научный потенциал: исследователи могут отслеживать малейшие нюансы формирования искусственных понятий – как и задумывал Л.С. Выготский.
- Технологии будущего: проект подтверждает, что VR – не просто развлечение, а мощный инструмент для науки и образования.
Присоединяйтесь к инновациям!
Лаборатория «Когнитивно-поведенческие технологии в VR и ИИ» продолжает развивать проекты на стыке психологии и цифровых технологий. Студенты МГППУ уже сегодня могут:
- Участвовать в экспериментах с VR.
- Изучать передовые методы анализа когнитивных процессов.
- Вносить вклад в науку, которая меняет будущее.