В МГППУ проанализировали проблему мисконцепций
Новость
Сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета Ермолова Татьяна Викторовна, Литвинов Александр Викторович и Гузова Александра Викторовна с коллегой из Инженерной академии Российского университета дружбы народов Черновой Оксаной Евгеньевной проанализировали результаты зарубежных исследований, посвященных проблеме мисконцепций, или научных заблуждений, в образовательной среде в связи с рисками, привносимыми в процесс обучения. Авторы опубликовали свои наблюдения в обзорной статье журнала «Современная зарубежная психология».
Основным содержанием статьи стало выявление наиболее продуктивных способов преодоления психологических заблуждений в профессиональной среде, которые по имеющимся в науке данным оказываются достаточно устойчивыми к научным опровержениям. Источниками заблуждения могут быть избыточно упрощенное понимание транслируемых социуму научных знаний, стремление к быстрому решению сложных или малопонятных проблем, избирательность восприятия и памяти, предвзятость суждения, воздействие медийных средств, терминологическая путаница и т.д.
В данной работе подчеркивается историческая закономерность смены парадигмы мисконцепций в психологии с описательной на конструктивную. Представлены примеры исследований в период подготовки к смене парадигмы и на этапе конструктивной парадигмы, а также новейших концепций психологических заблуждений в науке и в психологии обучения. Дано представление о разнообразии подходов к проблеме психологических заблуждений. Обзор показал, что проблема мисконцепций в психологии, невзирая на пристальное внимание к ней на протяжении многих лет, оставляет впечатление слабо изученной.
Прочесть статью можно в новом выпуске №2-2023 года журнала «Современная зарубежная психология»:
- Мисконцепции в психологии как негативный фактор формирования профессиональной компетенции психологов [Электронный ресурс] / Т.В. Ермолова, А.В. Литвинов, О.Е. Чернова, А.В. Гузова // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № C. 104—115. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120210
Прослушать выпуск подкаста с рассказом автора на канале PsyJournals Live