Вся психология в одном университете

Международный университет ISCAR

Ежегодно в Москве на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) при поддержке Международного общества культурно-исторических и деятельностных исследований (ISCAR) проводится Международный летний университет для аспирантов и молодых ученых.

Конференция проводится в рамках цикла мероприятий МГППУ, направленных на поддержку аспирантов и молодых ученых. Появление мероприятия такой формы, наряду с проведением ежегодного интерактивного учебного курса и цикла семинаров с приглашением ведущих мировых экспертов в области культурно-исторической психологии, обусловлено, в первую очередь, необходимостью повышения уровня квалификации молодых специалистов в области организации совместной международной научной деятельности.

Научная школа культурно-исторической психологии, связанная с именами Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и многих других, в настоящее время стала центром внимания международного научно-образовательного сообщества. Развитие интеграционных процессов в этой области определили целый ряд актуальных задач, среди которых создание единого понятийного аппарата, поддержка совместных проектов и исследований, развитие системы научно-практического обмена и академической мобильности.

Хотя все больше зарубежных и отечественных молодых ученых в своих исследованиях обращаются к идеям Л.С. Выготского, зачастую понимание и значение теоретической, эпистемологической и методологической основ, заложенных в рамках этой школы, теряется. Обращение к трудам последователей этой школы ставится приоритетным направлением  развития целого ряда зарубежных психологических исследований. Эта тенденция определяет смежную область интересов отечественных и зарубежных ученых и становится необходимой основой совместных научных проектов.

В связи с этим Международное общество культурно-деятельностных исследований – крупнейшее международное научное сообщество, содействующее развитию междисциплинарных теоретических и практических исследований социальных, культурных и исторических аспектов человеческой деятельности — поддержало создание научной площадки, объединяющей ведущих специалистов и молодых ученых в этой области.

Основной целью проведения Международного летнего университета ISCAR для аспирантов и молодых ученых является распространение опыта проведения фундаментальных и прикладных исследований в области культурно-исторической теории развития человека, способствующих развитию систем психологического сопровождения в сфере образования, социальной практики и коррекционного обучения. Мы стремимся к объединению молодых ученых из разных стран мира, проводящих исследования  в области культурно-исторической психологии  и развивающих научные идеи  Л.С. Выготского, А.Н. Лентьева, А.Р. Лурии, М.М. Бахтина и других выдающихся отечественных психологов.

Фундаментальная научная школа культурно-исторической психологии, связанная, прежде всего, с именами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, М.М. Бахтина, Д.Б. Эльконина,  В.В. Давыдова и многих других, в последние несколько лет становится центром внимания со стороны международного научно-образовательного сообщества. Определяя центральным в развитии человека процесс освоения культурно-выработанных средств мышления и деятельности, культурно-историческая психология выделяет особую роль организации развивающего образования, адекватного возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Многолетний отечественный опыт развития блестящих общетеоретических и прикладных исследований в этой области является областью интереса, как признанных, так и молодых исследователей со всего мира, ставя, тем не менее, перед научным сообществом целый ряд проблем, таких как развитие ключевых теоретических понятий культурно-исторической психологии в трудах российских и зарубежных ученых, формирование единого понятийного аппарата, организация системы распространения научной информации и поддержки исследований в области культурно-исторической психологии, распространение международного опыта создания систем научно-психологической поддержки культурной среды детства, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех категорий детей, развитие системы научно-практического обмена и академической мобильности.

В работе летнего университета традиционно принимают участие ведущие ученые в области культурно-исторической психологии. За годы проведения мероприятие успело принять профессоров из России, Германии, Великобритании, Финляндии, Греции, Бразилии, Италии, Японии.

Для отбора участников мероприятия проводится открытый конкурс. К рассмотрению принимались заявки, отправленные по форме и в срок с указанием интересующего тематического направления конференции. Просмотр и оценка работ производились кураторами направлений и утверждались научными руководителями школы. Конкурсный отбор для участия ежегодно проходят аспиранты и молодые ученые из разных стран мира; за годы проведения летнего университета в мероприятии поучаствовали аспиранты из России, Бразилии, Мексики, Испании, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Италии, Индии, Сингапура, Австралии, Ирландии, Нидерландов, Финляндии, Турции, США, Японии.

В рамках проведения школы участникам предлагаются не только традиционные обучающие лекции, но и такие формы научной работы, как презентации своих исследований, открытые дискуссии, подгрупповые и индивидуальные консультации, разработка совместных международных проектов.

Данное мероприятие явилось развитием проекта организации ежегодных международных мероприятий для аспирантов и молодых ученых. Первая же проведенная в Москве в июне 2010 года летняя школа «Методология культурно-исторического исследования: переосмысление прошлого ради будущего» вызвала огромный интерес у участников, получила широкую признательность со стороны международного психологического сообщества и закрепилась как ежегодное мероприятие.

Мероприятие проводится при участии Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR) – крупнейшего международного научного сообщества, содействующего развитию междисциплинарных теоретических и практических исследований социальных, культурных и исторических аспектов человеческой деятельности, что позволяет пригласить в Москву ведущих мировых специалистов.

Большинство исследований, проводимых членами ISCAR, объединяет рассмотрение специфических культурных условий происхождения и развития психических функций. В центре интересов – изучение процессов опосредствования психических функций орудиями и знаками. Исследования посвящены изучению как индивидуальных, так и общественных аспектов поведения.

Летний университет ИСКАР сочетает в себе интенсивную обучающую программу  и пространство для неформального общения и обмена идеями с известными европейскими учеными в области культурно-исторической психологии.

Результаты работы 2-го летнего университета, проводившегося в 2011 году, были представлены на 3-ем Международном конгрессе ISCAR, который прошел в Риме с 5 по 11 сентября 2011 года. На конгрессе выступили координаторы конференции и ее участники, освятив основные аспекты проведения школы и особенно подчеркнув значимость проведения аналогичных мероприятий.

Открытие конференции традиционно проходит в Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу г. Москва, Сретенка, 29. Основные мероприятия проходят на базе ГОУ Центр дополнительного профессионального образования Департамента образования города Москвы “Поведники” (Московская обл., Мытищинский район, п. Поведники).

Все материалы работы конференции, включая презентации участников, фото- и  видео- материалы доступны на сайте мероприятия iscarschool.com.

По итогам конференции выпускается специальный номер международного журнала «Культурно-историческая психология».


Руководитель проекта