Вся психология в одном университете

Вопросы функциональной психологической грамотности родителей и педагогов обсудили в Точке кипения МГППУ

Релиз

2023-05-04 Вопросы функциональной психологической грамотности родителей и педагогов обсудили в Точке кипения МГППУ

25 апреля 2023 года состоялся круглый стол журнала «Психологическая наука и образование» – «Функциональная психологическая грамотность родителей и педагогов как условие построения эффективного общения с ребенком». Участники собрались на онлайн-площадке Точки кипения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и обсудили одну из проблем современной «психологии для жизни»: формирование функциональной психологической грамотности школьных педагогов и родителей в сфере общения и взаимодействия с детьми. Недостаток знаний, навыков, умений в области функциональной психологической грамотности приводит к снижению эффективности общения, возникновению конфликтов, психологическому насилию по отношению к ребёнку со стороны взрослых, снижению психологического благополучия ребенка. Более 200 слушателей из более чем 100 больших и малых населенных пунктов России и ближнего зарубежья собрались обсудить поднятую проблему.

С приветственным словом и вступительным докладом выступила модератор мероприятия Наталия Авдеева, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени Л.Ф.Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ. Очерчивая проблему роли и значения функциональной грамотности, она отметила, что запрос к современному ребенку очень сложен: “Ему нужно быть креативным, ему нужно быть функционально грамотным и в то же время освоить весь опыт предыдущих поколений”. Она задается вопросом: “Как в быстро меняющемся мире должны вести себя родители и педагоги прежде всего в общении и взаимодействии с ребенком?”.

Алла Андреева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» сделала акцент на том, что “...психологическую грамотность следует рассматривать как профессиональную компетенцию педагога, для развития которой необходимо создание специальных условий. Потому что тот формат получения психологических знаний, который сегодня существует в подготовке педагогов, в общем не работает в этом направлении. Более реалистичной представляется задача формирования хотя бы на первом этапе профессиональной педагогической этики, потому что незнание основ профессиональной этики и психологическое бескультурье являются самыми провальными звеньями в подготовке будущих педагогов”.

Виктор Зарецкий, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ указал на важное значение для развития ребенка помощи взрослого, которую он оказывает в ситуации столкновения ребенка с учебными трудностями.

Тему продолжила Татьяна Поскакалова, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, рассказавшая об эффектах реализации проекта “Мультимедиа-театр" в рамках школ. Проект ориентирован на использование различных технологий по развитию метапредметных компетенций и коммуникаций у учащихся. Доклад был подготовлен совместно с руководителем Центра кандидатом психологических наук Ольгой Рубцовой.

Юлия Кочетова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования МГППУ подняла вопрос о важности психологического просвещения среди взрослых, в том числе и повышения их осведомленности об особенностях детей в различных возрастах.

Ирина Бурлакова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, посвятила свое выступление возрастной специфике психики дошкольников, должной определять все взаимодействие с ним: “Мы говорим о функциональной психологической грамотности и педагогов, и родителей, не разделяя их. Но мне кажется, что функциональная грамотность, как грамотность для жизни, – это что-то большее, более обобщенное представление. Понимание, скажем, того, как минимум, что дети имеют свои особенности, отличные от взрослого. Это извечные вещи, которые мы нередко повторяем, обучая студентов: что маленький ребенок – это не миниатюрный взрослый, у него есть свои специфические особенности. Как же идти к этому пониманию, чтобы это учитывали и педагоги, и родители?”.

Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, доцент, заведующий отделом клинической психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» говорил о феномене семейного насилия, подчеркивая, что “...у нас в стране, по устаревшим уже данным, – около 50% семей, где регулярно, либо время от времени родители бьют друг друга. Сколько из них бьют детей, остается неизвестным. Некоторые из них твердо уверены, что в этом тоже выражается помощь в развитии функциональной грамотности у ребенка. Некоторые родители отвечают на запрос ребенка просто насилием”. Также Сергей Николаевич отметил, что есть и серьезная проблема буллинга в школе: “Если учесть, что, по отечественным данным, распространенность буллинга в школе 37%, то это очень серьезная проблема”.

Елена Захарова, доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова подняла вопрос о содержании и источниках контента, которым пользуются родители для достижения психологической грамотности: “Актуальная проблема, до сих пор нерешенная, заключается в том, что не существует никакой практически специально организованной подготовки родителей к такой важной родительской деятельности. Взрослые люди осваивают ее спонтанно, опираясь на опыт родительской семьи. А это не всегда бывают самые эффективные пути, способы воспитания. Но мы живем во время перемен, мы живем в такое время, когда цифровое пространство все более и более завоевывает свои права, и знаем, что молодые родители, возможно не имея достаточного уровня родительской компетентности, нашли слишком легкий путь. Проще всего обратиться к Интернету, к соответствующим блогам и сайтам. И, с одной стороны, очень хорошо, что появилась такая помощь, опора для интересующихся людей. С другой стороны, возникает большой вопрос к качеству этого содержания. Озабоченность моя и моих ближайших коллег связана с тем, что мы в консультативной практике вынуждены уже не просто информировать и просвещать родителей, а бороться с теми не всегда грамотными, не всегда эффективными установками и приемами, которые они нашли в Интернете”.

При подведении итогов круглого стола Анна Шведовская, кандидат психологических наук, заместитель главного редактора журнала “Психологическая наука и образование” напомнила, что дискуссия будет продолжена на страницах журнала.

В завершение слушатели отзывались словами благодарности, отмечая экспертность представленных в докладах позиций, Татьяна Денисова, преподаватель психолого-педагогических дисциплин Пензенского социально-педагогического колледжа, отметила интерес и пользу полученной на встрече информации. Мария Бухтиярова, старший воспитатель МБДОУ № 12, Мурмаши Мурманской области Кольского района, отметила нехватку в регионе встреч с настоящими экспертами и профессионалами и супервизии с их стороны. Наш круглый стол в какой-то мере призван восполнить диалог со специалистами.

С презентациями докладов и аудиозаписями выступлений можно ознакомиться на портале психологических изданий PsyJournals.ru.

Источники: Управление информационными и издательскими проектами, Журнал «Психологическая наука и образование», Портал психологических изданий PsyJournals.ru, Сектор «Точка кипения МГППУ»

Связанное событие: Круглый стол «Функциональная психологическая грамотность родителей и педагогов, как условие построения эффективного общения с ребенком»