Об исследованиях метакогнитивных процессов и исполнительных функций человека в журнале «Современная зарубежная психология»
Релиз

Вниманию читателей представлен третий выпуск журнала «Современная зарубежная психология» (№3-2025). Его тематическая часть посвящена проблеме метакогниции в очень широком диапазоне контекстов ее исследования в современной науке. Авторы тематических статей анализируют адаптивное функционирование детей с расстройствами аутистического спектра; особенности исполнительных функций у подростков, увлекающихся видеоиграми; роль эмоционального интеллекта и метакогнитивной осведомленности при эмоциональной адаптации иностранных студентов в чужой языковой среде; современное состояние теории метакогнитивного уровня цветовой когниции; связь креативности полилингвов с особенностями их когнитивной регуляции; влияние цифровой среды и неблагоприятного детского опыта на исполнительные функции детей; приемы развития исполнительных функций при обучении математике. Выводы авторов статей приводят к пониманию, что активированная рабочая память, когнитивная гибкость и контроль над импульсами лежат в основе успешного обучения, социального взаимодействия и эмоциональной регуляции. Тематическими редакторами выпуска выступили: заслуженный профессор психологии Хьюстонского университета Григоренко Елена Леонидовна (США) и ассистент преподавателя, аспирант факультета психологии Монреальского университета Макгилла (Канада) Семенова Елена Юрьевна.
Остальные статьи номера посвящены целому ряду актуальных для современной психологии проблем. Это возрастные, культурные и социальные аспекты временной перспективы человека; применение искусственного интеллекта в практике психологической оценки рисуночных тестов; перспективы и ограничения четырехкомпонентной модели школьного обучения; ценностные ориентации как фактор профилактики эмоционального выгорания и нейрокогнитивные характеристики синдрома эмоционального выгорания; психологические, психофизиологические и психоэндокринные основы принятий решений; передовые методы обработки естественного языка (NLP) при исследовании психологического благополучия людей; роль когнитивных факторов при изучении математики детьми с расстройством аутистического спектра.
Слушайте выпуски подкаста PsyJournals LIVE, в которых авторы рассказывают об исследованиях:
- Мачнев Евгений Геннадьевич — о фронтальных альфа-асимметриях;
- Кириллова Юлия Викторовна — о когнитивных и социальных предикторах адаптивного функционирования у детей с РАС;
- Луковцева Зоя Вячеславовна — о нейрокогнитивных характеристиках синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Приглашаем наших читателей ознакомиться с материалами номера.