Вся психология в одном университете

Мероприятия по развитию инклюзии в педагогических вузах: ресурсное наполнение стратегии изменений

Новость

Мероприятия по развитию инклюзии в педагогических вузах:  ресурсное наполнение стратегии изменений

Развитие инклюзивного высшего педагогического образования – один из приоритетов в политике Министерства просвещения Российской Федерации. Педагогические университеты сегодня являются кузницей кадров для инклюзивных процессов в российской образовательной системе, так как инкюзивному образованию требуется поддержка со стороны команды профессионалов из числа педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, тьюторов, подготовку которых успешно осуществляют педагогические вузы. Сегодня абитуриенты с инвалидностью выбирают педагогические вузы, с целью получения качественного образования и дальнейшего трудоустройства в образовательные организации. 

Инклюзия в педагогических вузах России в настоящее время развивается неодинаково. Есть ряд педагогических университетов, которые системно работают со студентами с инвалидностью и уже имеют успешные практики их обучения. Однако проблемы создания доступной образовательной среды и специальных образовательных условий для студентов с инвалидностью в педагогических вузах продолжают сохранять свою актуальность. Во многих педагогических университетах в настоящее время не более 50 процентов выпускников с инвалидностью трудоустраиваются после завершения обучения по полученной специальности в образовательные организации. Обсуждению этих, крайне важных вопросов были посвящены мероприятия ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ МГППУ, которые состоялись в октябре 2021 года.

Справочно: В июле 2021 года отраслевым для педагогических университетов, подведомственных Министерству просвещения РФ, был определен РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Московского государственного психолого-педагогического университета (далее - РУМЦ МГППУ).

С 14 октября по 21 октября 2021 г. РУМЦ МГППУ был проведен цикл онлайн-мероприятий с представителями педагогических вузов, ответственными за координацию работы по доступности получения образования лиц с инвалидностью на площадках университетов. 

Организационное совещание 14 октября «Инклюзивное высшее образование в педагогических вузах России: сетевое взаимодействие и ресурсное обеспечение» позволило участникам мероприятия выработать совместные действия в направлении развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования в 2021 году и наметить стратегические векторы работы на 2022 год. 

15 октября РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ МГППУ совместно с отраслевыми РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета проведено сетевое общественно-профессиональное обсуждение вопросов кадрового обеспечения непрерывного инклюзивного образования лиц с инвалидностью, проблем межведомственного взаимодействия различных организаций в реализации инклюзии. 

Вопросам трудоустройства выпускников с инвалидностью было посвящено онлайн-мероприятие «Перспективы профессиональной карьеры выпускника с инвалидностью», в формате открытого диалога приняли участие представители вузовского сообщества, выпускники, сделавшие успешную профессиональную карьеру в системе образования, студенты с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждались возможности и риски трудоустройства лиц с инвалидностью с позиции представителей работодателей. Работа площадки позволила актуализировать необходимость постдипломного сопровождения выпускников с инвалидностью и объединения усилий всех заинтересованных в этом процессе участников.

19 октября для сотрудников и преподавателей педагогических вузов был организован онлайн-семинар (вебинар) по вопросам использования современного специального технического оборудования, позволяющего частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. 

20 октября проведена отраслевая онлайн-презентация инклюзивных практик в высшем инклюзивном образовании: «Профориентация – обучение – трудоустройство». На презентации были представлены существующие практики инклюзивного высшего образования, направленные на повышение качества и доступности образования для лиц с инвалидностью, формирование инклюзивной культуры как обязательной составляющей развития инклюзивного общества.

21 октября проведен вебинар «Ассистивные ресурсы и возможности их использования по обеспечению качественного инклюзивного высшего образования для студентов с инвалидностью». Участники вебинара познакомились с технологиями организации образовательного процесса в вузе с применением ассистивных технологий, основными принципами применения, размещения устройств с учетом их доступности для обучающихся с инвалидностью различных нозологических групп нарушений. 

21 октября - состоялся мастер-класс «Использование ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата». В мастер-классе приняли участие представители компании «РосДоступ», которые продемонстрировали современные ассистивные технологии, используемые для включения студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательное пространство вуза. 

С 15 ноября РУМЦ МГППУ организует обучение преподавателей и сотрудников педагогических вузов по программе ДПО «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» в объеме 72 часов.

Организаторы уверены, что проведение мероприятий, связанных с развитием и совершенствованием процессов инклюзии в вузах, будут способствовать формированию доступной и комфортной среды для студентов с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования.

Источник: Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)