Вся психология в одном университете

Прошла четвертая встреча в цикле вебинаров "Дети и пандемия: факты, риски, возможности"

Релиз

2020-12-30 Прошла четвертая встреча в цикла вебинаров

28 декабря состоялась четвертая встреча цикла вебинаров «Дети и пандемия: факты, риски, возможности» в рамках постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика». На встрече был представлен доклад «Интернет-риски для детей и подростков в условиях пандемии», в фокусе которого оказались особенности он-лайн поведения детей и подростков в условиях сложной эпидемической обстановки.

Встречу открыла Елена Георгиевна Дозорцева – доктор психологических наук, профессор Факультета юридической психологии, заведующая лабораторией психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Елена Георгиевна отметила, что ситуация пандемии и режим самоизоляцию способствовали стремительному увеличению количества времени, которое дети и подростки проводят в Интернете. В этой связи, увеличились и риски, связанные с длительным пребыванием в виртуальной среде – причем, как физические (головные боли, излишнее напряжение глаз), так и психологические. По мнению эксперта, последние должны стать предметом тщательного научного изучения, поскольку связаны с приобретением специфического травматического опыта. Так, например, новые условия обучения привели к возникновению новой формы девиантного поведения – зумбомбинга, под которым понимается вторжение в видеоконференции непрошенных гостей с целью срыва онлайн встреч и осуществления провокаций путем представления всем участникам контента сексуального, националистического, расистского, гомофобного и др. оскорбительного характера. Кроме того, Елена Георгиевна подчеркнула, что агрессия в значительной степени переместилась в виртуальное пространство, где принимает самые разные, порой неожиданные, формы. В частности, по данным организации Light, в период пандемии среди детей и подростков во всем мире на 70% возросло использование враждебной лексики (hate speech).

Подробнее о сущности феноменов кибербулинга и киберагрессии, об их частных проявлениях в контенте интернет-пабликов рассказали Варвара Васильевна Делибалт, доцент факультета юридической психологии МГППУ, и Наталья Викторовна Богданович, кандидат психологических наук, доцент факультета юридической психологии МГППУ. Выступающие акцентировали внимание на системных признаках ухудшения атмосферы общения в виртуальном пространстве – в частности, об увеличении «токсичного» контента, трэш-стриминга, проявлений пресуицидального поведения, снижении поведенческого контроля, что в долгосрочной перспективе способно подготовить почву для делинквентного поведения в реальной жизни. При этом эксперты отметили ощутимое снижение количества правонарушений оффлайн, которые вполне объяснимо связаны с локдаунами и невозможностью непосредственного взаимодействия в реальности.

Модератор встречи – Ольга Витальевна Рубцова, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, подчеркнула необходимость эмпирического изучения специфики онлайн-деятельности детей разного возраста, что позволило бы выработать актуальные меры противодействия и профилактики отклоняющегося поведения в онлайн и оффлайн в условиях.

В 2021 году ЦМИСД продолжит свою работу по организации обсуждения наиболее важных проблем, связанных с пандемией и детством.

Источники: Центр междисциплинарных исследований современного детства, «Современное детство: теория и практика. Цифровая социализация современного детства: тренды и тенденции»