Семинар "Качественные методы в психологии и социальных науках": Стратегии формирования и обоснования выборки в качественных исследованиях
Семинар
26 октября, 18:30–20:30 (on-line)
Стратегии формирования и обоснования выборки в качественных исследованиях
«Слишком маленькое количество испытуемых» – одна из распространенных претензий, которые слышит исследователь-качественник от коллег в адрес своего исследования. «Сколько нужно респондентов? Какое их количество достаточно для того, чтобы выводы можно было считать обоснованными?» – Такого рода вопросы волнуют всех, кто планирует проводить исследовательские интервью. Казалось бы, ответ прост: чем больше, тем лучше. Однако в качественных исследованиях настолько велик объем работы по анализу полученных данных, что большое количество проведенных интервью может оказаться для исследователя непосильным грузом, с которым он рискует не справиться. Есть и еще одна проблема: качество данных, которые удалось получить, пусть и у достаточно большого (по меркам качественного исследования) количества респондентов, может не удовлетворять исследователя. Может оказаться так, что исследователь как бы «промахнулся» с респондентами, не смог найти тех, кто дал бы ему необходимую информацию.
Безусловно, есть формальные ответы на вопрос о количестве респондентов. В книге «Исследовательское интервью» С. Квале называет цифру 15±10, т.е. от 5 до 25 человек. В. Браун и В. Кларк в рекомендациях исследователям, проводящим интервью с последующим их тематическим анализом, говорят, что количество респондентов для интервью будет зависеть от уровня научного исследования: для студенческой работы достаточно 10–15 интервью, а для диссертации желательно набрать 30 и более. Однако остается вопрос: на что все-таки можно опираться, продумывая и качество, и количество респондентов? Как именно производить их отбор? Есть ли какие-то логические схемы, которых можно было бы придерживаться?
На семинаре мы планируем обсудить различные стратегии формирования и обоснования качественной выборки. Мы затронем плюсы и минусы отбора типичных, экстремальных и критических случаев, поговорим о том, что такое целевая и теоретическая выборка. Важной частью обсуждения станет оригинальная «восьмиоконная модель», согласно которой осевыми характеристиками для построения выборки могут быть экспертность (или дискурсивная компетентность) и типичность респондентов. В каких случаях ориентация на «восьмиоконную модель» служит хорошим инструментом для развития методологической рефлексии исследователя и помогает ему понять, как формировать и обосновывать выборку? И каковы ее возможные ограничения? Не остается ли что-то неучтенным, если мы следуем данному подходу?
Докладчик: Илья Ефимович Штейнберг, кандидат философских наук, доцент МГППУ, полевой исследователь, руководитель Школы-студии полевого исследователя-качественника.
Статья для чтения: Штейнберг И.Е. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2014. Том. 0. № 38. С. 38–71.
Организаторы семинара и модераторы дискуссии:
- Наталия Петровна Бусыгина, кандидат психологических наук, доцент, МГППУ;
- Наталья Владимировна Ткаченко, кандидат психологических наук, доцент, МГППУ;
- Олег Евгеньевич Хухлаев, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования, МГППУ.
Регистрация на семинар. Ссылка на вход в zoom-конференцию приходит на адрес, указанный при регистрации.
Источник: Качественные методы в психологии и социальных науках