Нелепые аварии в пробках и на светофорах: почему за рулем нельзя пользоваться смартфоном
СМИ о нас
На любой улице в ползущем потоке машин можно встретить водителей, зависающих в телефоне. Многие думают, что смотреть в смартфон за рулем опасно только при движении, а в пробке или на светофоре — нет, поэтому попадают в нелепые аварии, а потом тратят время на ГАИ и ремонт автомобиля.
Когда скорость потока падает до пешеходной или все встают на светофоре, едва ли не каждый второй водитель тянется к гаджету. Москвичка Ксения надолго запомнила такого автомобилиста.
Ксения Корсукова, водитель: «Встали на красный сигнал светофора. Вдруг жуткий удар в заднюю часть автомобиля. Муж пошел разбираться с водителем. У него был в руках телефон мобильный. Он отвлекся на телефон и не увидел, что красный сигнал светофора».
Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Но даже если разговаривать, пользуясь гарнитурой, все равно теряется контроль над дорогой.
Татьяна Кочетова, психолог, доцент кафедры психологии управления факультета социальной психологии МГППУ: «Иллюзия создается, что человек сидит, не меняет свою позу, держит руки на руле, следовательно, он продолжает контролировать ситуацию. Но это не так, он взаимодействует с кем-то иным».
Когда в правила вносили запрет, речь шла именно про разговор по телефону, но сегодня у всех смартфоны и планшеты, водители коротают время в соцсетях и мессенджерах. Впрочем, для камер видеофиксации разницы никакой.
Сергей Кусов, руководитель отдела компании — разработчика систем автоматической идентификации: «Первый опыт мы получили по распознаванию телефонов, смартфонов и прочих вещей, которые могут отвлечь водителя во время движения».
В обычной пробке можно посчитать любителей пользоваться гаджетом за рулем. В небольшом заторе машина стоит на месте меньше минуты, но автомобилист уже так увлекся смартфоном, что не сразу видит себя на экране. Иногда даже водители-профессионалы поддаются соблазну написать сообщение.
Многие скажут: я опытный водитель, все контролирую, не надо здесь детский сад устраивать. Сегодня в столице работают уже 400 камер, способных фиксировать использование телефонов за рулем. Искусственный интеллект может оказаться куда эффективнее живых инспекторов.
Программа «Главная дорога» на полигоне проверила, насколько опасно отвлекаться на гаджеты за рулем. Задание простое: ездить по кругу со скоростью 10–15 километров в час и держаться относительно круга в противоположных сторонах друг от друга. Незаметно постепенно сужается проезд. Водитель, занятый перепиской, может этого не заметить.
Сергей Мартынов, нейропсихолог: «В любой момент ситуация дорожная может измениться, а его реакции, к сожалению, будут отвечать на ту ситуацию, которую его психика запомнила до того, как он перевел внимание. И этот ответ может быть неадекватен новой сложившейся ситуации».
Во всех странах Европы запрещено пользоваться телефоном за рулем. В Германии нельзя даже держать его в руках при работающем двигателе, за нарушение — штраф 60 евро. Это небезопасно даже в пробке, можно сильно отвлечься. И за дорогой толком не следишь, и в сообщении напишешь что-то не то. Единственный безопасный способ написать и отправить сообщение — это остановиться на обочине или стоянке, но не на светофоре. Штрафы за телефон — уже реальность, но еще обиднее устроить совершенно нелепую аварию.