Пока есть смысл, мы способны на многое!
СМИ о нас
Чуть меньше 50 лет назад в психологии появилось понятие «синдром эмоционального выгорания», которое в 2019 году было включено в Международный классификатор болезней, впрочем, не как заболевание, а как фактор, влияющий на здоровье человека. Между тем, часть людей считает это состояние проявлением обычной лени или усталости, а часть специалистов говорит о том, что справиться с выгоранием можно только с помощью специалистов. О том, что же это такое, настигнет ли выгорание любого работающего человека и как ему противостоять, мы поговорили с доцентом, руководителем магистерской программы «Консультативная психология» факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, научным консультантом ООО «Психодемия», экспертом сети Информационных центров по атомной энергии Татьяной Карягиной.
Разбираемся в понятиях и состояниях
– Татьяна Дмитриевна, что же такое – выгорание? Если я утром в очередной раз переставляю будильник, допустим, на пять минут вперёд и не очень хочу идти на работу, это выгорание или у меня просто проблемы с режимом?
– Да, определить это состояние – действительно сложно. Выгорание, лень, усталость, депрессия – во всех этих состояниях есть что-то похожее.
Если вы утром переставляете будильник, это действительно может быть вызвано усталостью. Есть усталость, с которой мы знаем, как справляться: нужно отдохнуть, переключиться, устроить себе цифровой детокс – это день без гаджетов, и так далее. У каждого свои способы… Но если вы отдохнули, если вы вернулись из хорошего отпуска, а вам не становится легче, тогда надо задумываться о выгорании. Оно очень связано с утомлением, но всё-таки не всегда. Мне встречались люди, которые говорили: «силы есть, а ничего не хочется». То есть в выгорании самое важное – это всё-таки смысловое изменение отношения к работе. Когда ты перестаёшь видеть в ней смысл, когда ты перестаёшь видеть пользу от себя, когда ты больше уже не хочешь заниматься именно этим делом и понимаешь, что если бы ты нашёл что-то по душе, то там бы ты горел и не перегорал. Да, может быть, иногда немного сгорал бы, но, по крайней мере, какое-то горение поддерживал. Мне кажется очень важным это подчеркнуть, потому что медицинская точка зрения на выгорание заключается в том, что это чистое переутомление.
Этот термин стал популярным, и люди находят что-то, что откликается им в этом слове, но всё-таки выгорание связано с какими-то изменениями смысла, мотивации, желания и так далее.
– То есть выгореть больше шансов, если работа не любимая – сугубо ради заработка?
– Чаще всего, да. Психологи установили связь с так называемой внешней мотивацией: когда она не связана с процессом труда и человек действительно работает только ради заработка. Или же, например, ему родители сказали, что это престижно, и он пошёл в профессию без какого-либо интереса. Но бывают и другие случаи. У психологов есть термин «присвоенная мотивация», когда человек понимает, что ему нужны деньги, его семье нужен дом, нужно оплатить ипотеку, и он работает только ради этого. То есть у него есть смысл. Вот главное – всё-таки смысл: если человек понимает этот смысл, то ему проще, он знает, для чего он что-то делает. Конечно, он переживает, ему скучно и плохо, ему не нравится эта работа – вполне можно такое представить. Но человек надеется, что когда он выплатит ипотеку, он сможет поменять работу. Но самое главное – у него есть смысл. Пока есть смысл, мы на очень многое способны!