День памяти: о Елене Олеговне Смирновой
Новость
3 февраля 2020 года ушла из жизни Елена Олеговна Смирнова. Сегодня своими воспоминаниями поделились ее ученики и коллеги:
Елена Олеговна - мой главный проводник в психологию детства. Мне посчастливилось сначала учиться у нее, а уже на 5 курсе я получила предложение работать вместе. Под ее руководством мы создавали Центр игры и игрушки вместе с музеем игрушек, основу которому положила коллекция, переданная Зоей Михайловной Богуславской.
Елена Олеговна собрала замечательную команду специалистов Центра игры и игрушки, вместе мы были своего рода адвокатами детства. Все, что мы делали: и концепция экспертизы игрушек, и коллекция самых разных видов современных игрушек, и знак качества «Детские психологи рекомендуют», и конкурс Лучшая игрушка года, и многочисленные исследования, и интервью, и многое другое, было направлено на то, чтобы донести до людей ценность и значимость свободной детской игры для развития ребенка.
Елена Олеговна верила в каждого своего ученика, старалась поддержать и помочь, а главное очень любила жизнь и умела радоваться самым простым вещам.
Навсегда осталась в памяти ее доброта и искренность человеческого отношения.
Ирина Витальевна Филиппова, ученица и коллега Е.О. Смирновой, руководитель отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ
***
С Еленой Олеговной меня связывают самые теплые воспоминания от профессиональных до очень личных.
За 12 лет работы в Центре Игры и Игрушки под ее руководством было множество споров между нами и разговоров. Уже после ее ухода вышла книга с моим непосредственным участием по реджио-подходу, о котором я узнала благодаря ей же. Мне хотелось бы рассказать ей о том, как реализуется в России этот подход, поддерживающий детскую инициативу. С Еленой Олеговной мы обсуждали только его зарубежную историю. И, главное, я уверена, что это было бы ей интересно. Ведь Елена Олеговна знала и поддерживала альтернативные подходы, любила их и из первых рук узнавала, чем живут Монтессори-сады, сады Вальдорфского направления, школа и сад им. Тубельского и другие гуманистические практики.
Уважение к ребенку, и вообще к человеку, всегда было ценностью и смыслом для Елены Олеговны, к которому она стремилась и реализовывала его в работе с нами, своими студентами, детьми. Можно сказать, что молодых сотрудников и своих учеников Елена Олеговна как-то постепенно обращала на свою сторону, своим отношением и верой в людей.
Елена Олеговна всегда легко делилась мнением и с интересом слушала других, любила открывать для себя что-то новое. Она была человеком, с которым хочется поделиться своими открытиями. Я до сих пор нахожусь с ней во внутреннем диалоге, иногда спорю, но чаще соглашаюсь.
Наталья Юрьевна Матушкина, ученица и коллега Е.О. Смирновой, преподаватель магистерской программы "Игра и детство" МГППУ, научный сотрудник ООО "Разумные технологии", методист ReggioPlanet.
***
Ровно 3 года назад не стало Елены Олеговны Смирновой.
Елена Олеговна была удивительным человеком. Несмотря на все достижения в психологии и педагогике, несмотря на звания и ученые степени она всегда оставалась легкой, открытой, доброжелательной. Со всеми она общалась одинаково уважительно и умела создать настолько непринужденную и доверительную обстановку, что в ее компании любой чувствовал себя свободно.
Ее смелость удивляла, казалось, она не боялась никого и ничего. Сейчас я понимаю, что это смелость цельного человека: важнейшей ценностью Елены Олеговны были эмпатия, сочувствие, сопереживание. Она считала вопросы нравственности самыми главными и самыми интересными, причем нравственность ее волновала именно как отношение к другому, но ни в коем случае не как свод правил, которым нужно следовать. Возможно, это и делало ее такой смелой в отстаивании прав ребенка – мало кто готов был с такой энергией защищать право ребенка на игру, свободное время и уважительное отношение к себе.
Елену Олеговну невозможно забыть. Она так умела слушать и так умела выбрать нужную интонацию в беседе, что и сейчас, когда ее давно уже нет, ее образ помогает мне в решении сложных вопросов – и профессиональных, и межличностных.
Есть такие люди, которые создают в общении с другими светлое, чистое пространство отношений – вот такой и была Елена Олеговна.
Очень скучаю и люблю. Спасибо за все, дорогая Елена Олеговна.
Ирина Александровна Рябкова, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, руководитель магистерской программы «Игра и детство» МГППУ.
***
"Моему Учителю посвящается" - так Ольга Владимировна Гударева, ученица и коллега Елены Олеговны, назвала свой фильм о ней. В него вошли кадры 2000 года, а сопровождает видео любимая музыка Елены Олеговны:
***
Знакомство с Еленой Олеговной состоялась заочно за несколько лет до невероятно развернувшейся личной встречи и совместной работы, общения и дружбы на протяжении 20 лет. На заре вальдорфской педагогики в России на одной из первых педагогических конференций в 1995 году появилась газета «Известия» с огромной статьей под названием «Истоки отзывчивости». Статья была посвящена становлению важнейших человеческих качеств – доброты, сочувствия и тем педагогическим условиям, которые создают питательную среду для этого. В этом интервью, казалось, слышен голос автора - Елены Олеговны, отражалась ее душа – живая и цельная.
Это было совершенно нежданным и ценным признанием для совсем еще юного педагогического направления в практике российского образования. Первый опыт открывшихся в Центральном округе Москвы вальдорфских групп и поездка в один из старейших вальдорфских комплексов на юге Германии в г. Юберлинген вместе с заведующей сада и руководителем Департамента образования Центрального округа Москвы дали импульс интересу и исследованиям на годы вперед.
Впечатления от взаимодействия педагогов с родителями и детьми, от жизни в группе, от детской компетентности и самостоятельности, от зрелой детской игры и богатства неоформленных игровых материалов Елена Олеговна отмечала не раз. Особенно она отмечала атмосферу, царящую там, которая и воспитывает всем своим существованием, служит источником лучших человеческих качеств и образом жизни для детей, и, в еще большей степени, для гармонизации жизни семей. «Главное – общение, которое складывается между детьми и воспитателем» - отмечала она.
Этот опыт был пережит и осмыслен в самом разном контексте и на разных уровнях - уже в связи с новыми задачами сохранения и поддержки игры. Став серьезным и взыскательным рецензентом образовательной программы «Березка», проводя исследования, разрабатывая методику экспертизы игрушек и изучения игры, работая в группе экспертов по созданию Федерального государственного образовательного стандарта, разрабатывая и тестируя методику экспертизы детских площадок, выступая в Думе и на конференциях, Елена Олеговна несла идею воспитания и развития в согласии с природой ребенка. Она отмечала, что эта давняя встреча с живой педагогикой стала для нее очень значимой и продолжалась всякий раз в новом звучании. В этом вся ее невероятная способность и интерес - проживать новое.
Так ярко, полно, глубоко суметь показать, сколь важна игра в становлении произвольности и воли ребенка могла, наверное, только она. На фоне ранней интеллектуализации, обучения с пеленок, ее самоотверженные и пламенные выступления, публикации имели огромный резонанс и, несомненно, остались в сердцах многих людей как особая встреча – независимо от их взглядов или деловых интересов.
Она стала невероятно сильным и последовательным защитником здорового играющего и проживающего самое себя детства. В настоящее время целая плеяда практиков и ученых действует в этом направлении. И импульс в этом направлении крепнет и питается негасимым светом души Елены Олеговны Смирновой, ее незримой поддержкой свыше.
Сердце мое всегда с Вами, дорогая Елена Олеговна.
Елена Александровна Абдулаева, коллега Е.О. Смирновой, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ
Страница памяти Елены Олеговны Смирновой на сайте Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ: https://childresearch.ru/smirnova-elena-olegovna/