Ресурсный класс как норма жизни? Опыт регионов
СМИ о нас
ФОТО: Дмитрий Кандинский / Vtomske.ru
Пока в Российской Федерации открытие каждого ресурсного класса – событие, которое требует согласованной работы образовательной организации, регионального Министерства образования и управления образования. Именно работа ресурсных классов стала темой круглого стола Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы».
Эксперты из разных регионов представили срез вариативности практики внедрения и реализации ресурсных классов в разных школах и региональных условиях. Был представлен опыт Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Челябинской областей, а также Москвы. В каждом из этих регионов есть хорошие результаты работы, каждый субъект Федерации ищет собственные пути и стратегии нормативного и правового обеспечения этой практики. В каждом из этих регионов при высоком прогрессе деятельности существуют преграды и собственное понимание трудностей, преодоление которых может ускорить и поддержать их работу.
Белгородская область
Ресурсную группу и класс здесь считают наиболее эффективной моделью обучения для детей с РАС. Опыт Воронежской области для региона оказался полезным.
Между тем в Белгородской области отмечают, что ощущают нехватку нормативных документов от федерального центра. Поэтому в регионе разработали девять проектов документов. Из проблем обозначены:
- отсутствие оформленных статусов у куратора, супервизора;
- не прописан порядок оплаты труда этих специалистов;
- дефицит дефектологов;
- отсутствие системы повышения квалификации и роста поведенческого аналитика.
Челябинская область
С 2022 года всех специалистов, которые работают в ресурсных классах в Челябинской области, планируют ввести в штатный режим, чтобы гарантировать заработную плату и занятость независимо от того, получит ли инициатива грантовую поддержку.
В регионе отмечают, что не хватает методических разработок по расчетам стоимости обучения каждого ребенка. По оценкам экспертов, цена обучения ребенка с ОВЗ в ресурсном классе может быть в десять – пятнадцать раз выше стоимости обучения школьника в обычном классе.
Требуется синхронизация!
Сомодератор дискуссии Артур Хаустов (Москва), кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, рекомендовал регионам внимательно изучать нормативную базу, которая позволяет отстроить модель ресурсного класса в регионах. Эксперт особо подчеркнул, что основной блок решений необходимо принимать на региональном уровне.
Во время обсуждения была четко озвучена потребность в некотором общем регулирующем правовом документе федерального уровня, который интегрировал бы все необходимые позиции легитимности данной деятельности, давал обоснования для ее ресурсного обеспечения и синхронизировал бы все региональные органы образования в части методического стандарта модели инклюзии «Ресурсный класс». Выводы и запросы, озвученные в дискуссии, будут включены в резолюцию, которую программный комитет конференции передаст в профильные министерства.
Читать полностью на сайте «Учительской газеты».