Применение народных игр в целях психолого-педагогического воздействия обсудили в проекте «Наука в публикациях»
Релиз
27 сентября на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Народная игра как инструмент психолого-педагогического воздействия». Обсудили цикл работ, посвященных возможностям использования традиционной (фольклорной, народный) игры в решении психолого-педагогических задач. При этом основное внимание было уделено не развитию высших психических функций, не другим значимым продуктам игры, а становлению в игре того человеческого качества, которое и является условием развития всего остального – центрации на Другом в отличие от центрации на себе любимом. Постарались обозначить этот неуловимый процесс, происходящий в традиционной игре.
Спикеры:
- Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ
- Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ
В самом начале вебинара поступил важный вопрос из Кемеровского государственного института культуры о том, как можно измерить результативность занятий с применением фольклора, их влияние на ценностную сферу учеников. Существуют ли подходящие методики? Самый лучший инструмент – это метод наблюдения, считают спикеры вебинара Владимир Анатольевич и Анна Борисовна. Как ребенок ведет себя в игре, в группе, в общении другими людьми. Но можно использовать и методики: например, «Волшебный цветок» очень хорошо показывает, задумывается ли ребенок о заботе о ближнем, или только о себе.
В своих докладах В.А. Чернушевич и А.Б. Теплова рассказали о важности игры для развития детей, в частности об особой ценности народной игры. На примере игры «Коршун» гости показали, в чем ключевое отличие традиционной игры от ролевой, соревновательной и дидактической.
На вебинаре участники посмотрели видеозаписи игровых занятий и проанализировали совместные наблюдения. Последовали уточняющие вопросы из зала о роли ценностных установок воспитателей, учителей и ведущих игры и о возможных путях сотрудничества со школами.
Подробнее в видеозаписи вебинара
Публикации спикеров по теме вебинара:
- Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Аксиологический и методологический анализ народных игр [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 22–38. DOI:10.17759/psyedu.2021130402.
- Чернушевич В.А. Народная игра как феномен инкультурации современного ребенка [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 119–134. DOI: 10.17759/psylaw.2023130309.