Факультет «Юридическая психология» делится опытом организации практической подготовки студентов
Новость

Особенности практики на факультете «Юридическая психология» в 2024–2025 учебном году
(Практика и исследования традиционной игры)
Практика на факультете «Юридическая психология» МГППУ начинается с первой недели обучения в университете. Сначала это знакомство с практикующими психологами. Десять организаций надо посетить, десять встреч пережить, часто и с выпускниками прошлых лет, – для углубления понимания, чему предстоит учиться на факультете.
Затем ежегодно одна за одной следуют одна-две практики в год по основным видам психологической деятельности – диагностической, коррекционно-профилактической и психолого-педагогической, консультативной. Всего по каждому направлению подготовки студенты проходят от 5 до 8 производственных практик.
Важной особенностью всех образовательных программ является возможность практических и экспериментальных занятий с первого месяца обучения. На факультете реализуется ранняя практическая подготовка, – как правило, игровая по содержанию. Она доступна, как студентам-первокурсникам, так и детям. Студенты разных курсов вместе решают профессиональные коррекционно-профилактические задачи в базовых организациях факультета.
В 2024–2025 учебном году этим задачам были посвящены практическая работа и исследования комплексной группы студентов 1, 2 и 4 курса – на базе московских школ № 507 и № 1576. Экспериментальная работа в рамках курсовых исследований часто сопровождает практику, однако впервые удалось объединить усилия студентов трех разных курсов и их руководителей на базах и на выпускающей кафедре.
Первокурсники проводили игровые занятия с дошкольниками, второкурсники вели диагностические исследования состояния детей до и после игровой практики, практиканты четвертого курса в рамках задач психокоррекционной практики помогали строить игровые программы и вели индивидуальную коррекционную работу в детских группах. Одновременно студенты делились игровым опытом (около 50 подвижных народных игр из проекта «Сила народной игры») со школьными волонтерами-вожатыми и специалистами, работающими с детьми. Было организовано участие и родителей в экспериментальной работе. Они дали информированное согласие на игровую, диагностическую работу и учебные видеосъемки.
Отзывы из школ подтверждают эффективность такой организации практической подготовки. Очень содержательно о перспективах факультетского опыта говорит отчет педагога-психолога экспериментальной площадки этого года Анны Сергеевны Терляковой, резюмирующий наблюдения за дошкольниками в рамках участия в программе «Сила народной игры» (ГБОУ № 1576).
«В начале учебного года произошло объединение двух дошкольных групп в одну.
В процессе адаптации после объединения ребята часто конфликтовали между собой, не хотели играть с новыми детьми, играли только с детьми своей группы.
Отмечался сниженный уровень дисциплины, трудности в общении. Кроме того, дети были менее внимательны к себе и окружающим, слабо включались в игровую деятельность, демонстрировали слабые социально-коммуникативные навыки.
Важно отметить, что в обеих группах есть дети с ОВЗ с сочетанными нарушениями различных нозологий. Большинство детей из них играли по одиночке, редко включались в общие игры, с трудом находили отклик и участие в детском коллективе.
Таким образом, в рамках программы Сила народной игры участвовала экспериментальная группа, состоящая из двух объединённых дошкольных групп. Занятия проходили по четвергам с 3 октября по 12 декабря.
В процессе занятий дети были вовлечены в традиционные (народные) игры – такие как «Каравай», «Коза», «Тетёра», «Коршун» и др.
На первых занятиях некоторые дети не шли играть или вовсе уходили из помещения группы, не хотели браться за руки, протестовали: «я с этим стоять не буду», толкались и проявляли агрессию, в хороводе шли, не соблюдая правила игры и даже падали во время хоровода на пол. У некоторых ребят проявлялась застенчивость, кто-то не мог выйти или произнести свое имя.
В процессе игры дети стали вступать в более активное общение со сверстниками, усваивать правила и содержание игры. Ребят удалось познакомить с традиционными играми, непривычными для современных детей.
Одним из значимых моментов явилось то, что дети стали самостоятельно (в меру своих способностей) организовывать игру. У многих стала заметно проявляться способность следить в игре за действиями окружающих, действовать быстрее и решительнее.
Следует выделить то, что игры ставили перед детьми задачи справедливо оценивать поступки товарищей. В игре и вне игровой деятельности достаточно заметно стало то, что дети эмоционально положительнее настроены, менее стеснительны. Особенно заметно это на примерах более активного включения в совместную деятельность детей с ОВЗ, в том числе принятия их в игру. Вообще, я хочу отметить это как наиболее важное, самое значимое изменение в сообществе детей из экспериментальной группы.
Правильным будет отметить двигательную активность, пространственную ориентировку, которые ощутимо повысились у ребят.
Словарный запас частично пополнен ранее неиспользуемыми словами, в процессе игр дети узнали новые слова и их значения. Предположу также, что заучивание считалок и песен, способствовали развитию памяти, а пение – развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
На данный момент (февраль 2025 года) дети периодически спрашивают меня и воспитателей, когда же придут студенты? Заметно, что ребята испытывают потребность в продолжении такого взаимодействия.
Иногда во время прогулки или в процессе музыкального занятия дети самостоятельно начинают петь песни (припевки) из народных игр, в которых принимали участие. Это также может свидетельствовать об их положительном отношении к такому игровому опыту.
Отдельно хочу отметить высокий уровень подготовки и самоотдачи студентов, которые проводили игры и вели практические занятия с детьми и работниками школы».
Конечно, учебно-производственная лаборатория факультета, организующая практическую подготовку студентов, планирует продолжить такое комплексное сотрудничество с базовыми школами, поддержавшими игровой проект. Особенно с теми, где найдутся волонтеры вожатые, чтобы подхватить и развить игровую практику, несущую традиционную культуру в образовательные учреждения.