Нападение на школу: предотвратить, подготовиться, действовать!
СМИ о нас
За последние годы в России произошел целый ряд событий, подобных недавней трагедии в казанской гимназии №175. Подростки совершают заранее запланированные агрессивные действия, зачастую в отношении людей, не причастных к каким-либо конфликтным ситуациям и не имевшим с ними прямого контакта. Как формируется подобное поведение? Какие факторы оказывают на это влияние? Можно ли отследить планирование нападения и предотвратить его? Как вести себя работникам образования при совершении нападения, что делать в период постконфликтной реабилитации? На эти непростые и острые вопросы отвечает Елена Шпагина, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ, кандидат психологических наук, полковник МВД в отставке, аналитик уголовного розыска.
- Елена Михайловна, почему подростки решаются совершить нападение и убийство? Что их подталкивает к совершению преступлений?
- Явление school shooting, или школьной стрельбы, не новое и отмечается не только в нашей стране, но и во всем мире. Психологи этой проблемой озабочены очень давно: даже на нашем портале Psyjournals можно найти статьи, посвященные школьной стрельбе (например, у Ксении Валерьевны Сыроквашиной). Как правило, исследователи говорят в первую очередь о внутриличностных проблемах подростка, его уязвимости в социальной среде, неуживчивости в коллективе. Иногда причины бывают внешними (например, буллинг), иногда субъективными, когда все происходит в голове у подростка с отклонениями в развитии или поведении. Достаточно большой процент, около 20, – это дети с патологиями мозга. Так, у одного из подростков-колумбайнеров, которым подражают современные стрелки, был диагноз «шизофрения». У ребенка также могут быть проблемы в общении со сверстниками, холодные родители, которые не выстраивают с ним эмоциональных связей. В этом замкнутом мире у ребенка появляется некая «сверхидея» разрешения конфликта «только так, и не иначе». Данную гипотезу подтверждают репортажи журналистки Яны Амелиной. Она входила в контакт с подростками, сочувствовавшими керченскому стрелку. Дети в качестве способа разрешения конфликтов видели лишь такую радикальную меру, как стрельба, и не задумывались, что будет дальше. Это больше всего настораживает психологов: современные подростки не рассматривают дипломатические варианты разрешения проблем. Задача школьного психолога в числе прочих – разработать и предложить такие варианты.