Вся психология в одном университете

В МГППУ проведен первый цикл экспертных семинаров по проекту «Стандартизация психодиагностических методик»

Новость

В МГППУ проведен первый цикл экспертных семинаров  по проекту «Стандартизация психодиагностических методик»

Московский государственный психолого-педагогический университет совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» в период с 9 февраля по 13 апреля 2022 года провели первый цикл экспертно-проектных семинаров «Стандартизация психодиагностических методик».

Семинары проводились в рамках сопровождения работы Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования (приказ Минпросвещения России от 27 декабря 2021 г. №1021) с целью формирования перечня стандартизированных психодиагностических методик, рекомендованных к применению в системе образования Российской Федерации.

Для выполнения данного проекта в МГППУ созданы специальные цифровые условия: единая платформа сбора данных, единый центр обработки данных, единый протокол стандартизации методик.

С участием экспертных групп МГППУ и  Федерации психологов образования России проведено 20 семинаров по тематическим направлениям, соответствующим целевым группам обучающихся: «Нормотипичные дети дошкольного возраста», «Нормотипичные младшего школьного возраста и подростки с нормативным кризисом взросления», «Дети младшего школьного возраста, испытывающие трудности в обучении», «Нормотипичные подростки с нормативным кризисом взросления (условная норма, подростки группы риска», «Одаренные дети», «Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью», «Обучающиеся с РАС», «Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков)».

В данных рамках мероприятий:

  • определены 15 психодиагностических методик для стандартизации в 2022 году из 50 кандидатных методик, условно рекомендованных к применению в образовательных организациях (Распоряжение Минпросвещения России 28.12.2020 № Р-193 Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях);
  • сформированы пакеты психодиагностического инструментария для проведения внешней валидизации каждой стандартизируемой методики;
  • разработаны инструкции для участников полевых исследований в субъектах Российской Федерации.

Стандартизация психодиагностических методик начнется в мае 2022 года в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Организаторами и модераторами цикла экспертно-проектных семинаров выступили:

Сорокова Марина Геннадьевна – руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, профессор кафедры прикладной математики факультета "Информационные технологии" МГППУ, член Научно-экспертного совета МГППУ;

Леонова Олеся Игоревна - руководитель Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ,  исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»;

Прокопьева Любовь Михайловна, начальник отдела мониторинга качества профессионального образования МГППУ.

Основные участники и вопросы экспертно-проектных семинаров

Тематические направления семинаров

Вопросы/ решения семинаров

Ответственные эксперты

Интернет-ресурс

Даты проведения: 09.02.2022; 15.02.2022

Экспертно-методическое сопровождение создание реестра психодиагностических методик, основанных на принципе доказательности

  • Место проекта в структуре федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и его актуальность;
  •   Технологическая карта стандартизации психодиагностического инструментария;
  •   Возможности использования психодиагностического инструментария в  тестовой системе Maintest Pro, на цифровой платформе Anketolog.box.

Сорокова М.Г.,

Леонова И.О.,

Прокопьева Л.М.

Материалы семинара

Дата проведения: 24.02.2022; 17.03.2022

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления): дошкольный возраст

Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбран комплект методик, разработанный под руководством Л.А. Венгера и предназначенный для диагностики умственного развития детей дошкольного возраста.

Комплект включает 5 методик, позволяющих получить информацию о степени сформированности каждого познавательного действия, а также общий показатель умственного развития дошкольника. Используя данный психодиагностический инструментарий, психолог-практик может не только дифференцировать норму от патологии, но и понять специфику ребенка, входящего в подгруппу «нормотипичные дети», что дает возможность в дальнейшем более качественно выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка данной возрастной группы. 

Комплект методик можно проводить не только индивидуально, но и с подгруппой детей, что значительно ускоряет процесс обследования. Методики стандартизированы в 1978 г. и в 1995 г. (в последнем случае стандартизационная выборка составила 100 человек) и нуждаются в современной стандартизации на репрезентативной выборке. 

Бурлакова И.А.,

Клопотова Е.Е.,

Ягловская Е.К.

Запись семинара

Дата проведения: 16.02.2022; 02.03.2022

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления): младший школьный и подростковый возраст

Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбран тест школьной тревожности Филлипса

Данная методика очень востребована школьными психологами, так как позволяет многогранно изучить проблему тревожности в школе у детей младшего и среднего школьного возраста:

  • переживание социального стресса; 
  • фрустрацию потребности в достижении успеха;
  • страх самовыражения;
  • страх ситуации проверки знаний; 
  • страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 
  • низкую физиологическую сопротивляемость стрессу;
  • проблемы и страхи в отношениях.

Последняя стандартизация методики датируется 1995 годом (Н.П.Кондратьева), необходима ее современная стандартизация.

Егоренко Т.А.,

Лобанова А.В.,

Егорова М.А.

Запись семинара

Дата проведения: 09.03.2022; 24.03.2022

Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью (кроме РАС)

В ходе обсуждения для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбраны две методики:

  • «Диагностика формирования общей способности к учению у детей 6-7 лет» (авт. У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой).

Методика изучает функциональный базис учебной деятельности в мотивационном, целевом, операциональном и регуляционном компонентах у детей 6-7 лет. Определяется качество самоконтроля по ходу выполнения задания  и по итогам деятельности. Методика может использоваться как скрининговая для выявления детей группы риска в плане трудностей в обучении, в целях дифференциальной диагностики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Компактна и удобна в применении на практике.

  • «Диагностика формирования мыслительной деятельности у детей 6-7 лет» (авт. У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой).

Методика направлена на изучение индивидуально–типических особенностей овладения детьми шести лет общей структурой мыслительной деятельности: мыслительных операций и владения простейшими житейскими понятиями. Может быть использована в целях дифференциальной диагностики сходных состояний у детей с ОВЗ. При разработке учитывались данные о доступности самостоятельного решения мыслительных задач в словесно-логическом плане. Направлена на исследование мыслительных операций и владения простейшими житейскими понятиями. Компактна и удобна в применении на практике.

Тишина Л.А.,

Борякова Н.Ю.,

Артемова Е.Э.

Запись семинара

Дата проведения: 16.02.2022; 01.03.2022; 23.03.2022

Дети с РАС

Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбрана методика Шкала оценки коммуникативных навыков (А.В. Хаустов, Е.Ю. Давыдова).

Методика предназначена для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 3-13 лет с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения. Представлена таблица возрастных нормативов, позволяющая оценить уровень сформированности коммуникативных навыков, выделены критерии выбора целей обучения.

Хаустов А.В.,

Давыдова Е.Ю.

Запись семинара


Запись семинара

Дата проведения: 16.03.2022; 06.04.2022

Одаренные дети

Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбрана методика «Оценка психологического климата в школе одаренными учащимися средних и старших классов» (Е.И. Щебланова, С.О. Петрова).

Методика направлена на выявление субъективного восприятия каждым учеником или ученицей атмосферы в классе по тем параметрам, которые значимы для развития одаренности школьников. Применение этой методики актуально для выявления проблем школьной среды, препятствующих развитию одаренности и организации психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся 5-х-10-х классов.

Шумакова Н.Б.,

Щебланова Е.И.

Запись семинара

Дата проведения: 30.03.2022; 06.04.2022

Дети с трудностями в обучении младшего школьного возраста

В ходе обсуждения для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбрана методика «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова).

Методика позволяет отличить параметры ситуации группы учащихся, имеющих хронические учебные трудности, с которыми они не могут справиться, и не получающих помощи от взрослых. Методика используется с 2006 года на большой выборке разных возрастов, но не стандартизирована.

Зарецкий В.К.,

Гордон М.М.

Запись семинара 

Дата проведения: 01.03.2022; 23.03.2022; 13.04.2022

Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков)

Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбраны две новые методики, направленные на исследование феномена социального остракизма:

Шкала нарушенных в остракизме потребностей (подростки, молодежь) (ШНПО-ПМ);

Шкала субъективного остракизма (подростки, молодежь) (ШСО-ПМ)

Методики достаточно компактные, что позволяет быстро обработать результаты. Необходимо проведение стандартизации и валидизации для дальнейшего широкого использование методик, поскольку высокие значения по корреляциям между критическими и пограничными состояниями переживания остракизма и нарушенных потребностей дают значимые связи со склонностью к агрессивному и аутоагрессивному поведению, а также со склонностью к делинквентному поведению.

Чиркина Р.В.,

Бойкина Е.Э.

Запись семинара

Дата проведения: 30.03.2022; 13.04.2022

Подростки с девиантным поведением и негативными эмоциональными состояниями

Для стандартизации в 2022 году экспертной группой выбраны две методики:

Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена

Данная методика позволяет получить большой объем информации для анализа, при этом достаточно компактна. Помимо изучения мотивационной сферы позволяет исследовать временную перспективу. Методика нуждается в стандартизации, поскольку в настоящее время отмечается недостаток верифицированных проективных методик в работе педагога-психолога с подростками.

Опросник оценки поведения, эмоциональной сферы и взаимоотношений со сверстниками детей и подростков «Сильные стороны и трудности» (Р. Гудман)

Методика представляет собой широко востребованный специалистами инструмент, направленный на выявление подростков групп риска  по факторам поведенческих нарушений, эмоциональных расстройств. Краткий опросник скрининговой оценки компактен, возможно проведение как индивидуально, так и в группе. В западных странах и на выборке российских подростков опросник демонстрирует достоверные данные, коррелирующие с объективной оценкой особенностей эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних.

Ульянина О.А.,

Гаязова Л.А.,

Файзуллина К.А.,

Федонкина А.А.,

 Нуцкова Е.В.

Запись семинара 

Источники: Отдел мониторинга качества профессионального образования, Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Научно-методический центр сопровождения педагогических работников