Публичная лекция Ольги Гаврилушкиной «Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием»
Публичная лекция
Тема: Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием
Лектор: Гаврилушкина Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ, зав. лабораторией "Психология аномального развития" Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ
В лекции обсуждаются результаты экспериментального изучения социального взаимодействия детей с разным уровнем интеллекта. Теоретическую основу исследования составили положения: о роли социальных взаимодействий в развитии мышления; интегративном характере коммуникативно-деятельностных ситуаций в совместной деятельности; развитии функций диалога в совместной деятельности; значении интерактивного взаимодействия для адаптации детей в социуме (А-Н.Перре-Клермо, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман, С.Н.Цейтлин, Н.М.Юрьева).
Современная социальная ситуация развития в целом характеризуется существенным дефицитом общения со сверстниками, межличностной разобщенностью, фактической утратой детских сообществ, наличием «ножниц» в показателях интеллектуального и социально-личностного развития детей.
Выявлено, что большинство современных детей даже с нормальным развитием (тем более с ограниченными возможностями здоровья), до конца дошкольного возраста испытывают существенные трудности в овладении способами интерактивного взаимодействия. Отставание в овладении поведением в коммуникативно-деятельностных ситуациях во многом предопределяет возникновение поведенческих расстройств и различных форм социальной дезадаптации. Все это требует внесения существенных изменений в организацию и содержание образовательного процесса во всех типах дошкольных учреждений (общих, специальных, инклюзивных).
На лекции психологи познакомятся со спецификой личностного становления дошкольников в изменившейся социальной ситуации развития, что позволит им учитывать эти особенности в работе с детьми в условиях общего, специального и инклюзивного образования.