Публичная лекция А. Шестаковой и В. Ключарева «Нейроэкономические исследования социального влияния на поведение человека»
Публичная лекция
Лекторы:
Шестакова Анна, PhD, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ;
Василий Ключарев, кандидат биологических наук, доцент факультета психологии Университета Базеля (Швейцария)
Аннотация
В последнее десятилетие достижения нейробиологии позволили существенно приблизиться к пониманию биологических основ принятия решений. Примером новых междисциплинарных подходов является «Нейроэкономика» – одна из наиболее молодых отраслей нейробиологии. Нейроэкономика объединяет нейронауки, экономические науки, психологию и ряд других дисциплин и в широком смысле является «Нейробиологией принятия решений» или Decision Neuroscience (Rilling et al., 2008). В последние годы возник существенный интерес к изучению нейроэкономических механизмов социального влияния на принятие решений, в различных контекстах: от социального взаимодействия, до рекламы.
Одним из наиболее известных феноменов социального влияния является конформизм – изменение поведения или мнения в направлении, заданном социальными нормами (Cialdini and Goldstein, 2004). Дискриптивные нормы в значительной степени влияют на процент недобросовестных налогоплательщиков, уровень преступности, на заботу об экологии, на частоту семейных измен и на многие другие формы поведения (Kenrick et al., 2004). В то время как психологические теории подчеркивают роль социального одобрения или принадлежности группе, как своеобразного социального подкрепления (Cialdini and Goldstein, 2004), микроэкономическая теория в большей степени сосредоточена на изучении влияния наказания за нарушения норм (Fehr and Fischbacher, 2004). Интересно, что с биологической точки зрения оба подхода означают, что конформность по отношению к социальным нормам обуславливается обучением с подкреплением: социальные нормы избирательно усиливают (подкрепляют) определенное поведение. В данной работе была проверена данная гипотеза, с использованием нейроэкономического подхода (Klucharev et al., 2009).
Целенаправленное поведение требует контроля за его результатами и, следовательно, постоянной обратной связи (Montague et al., 2006): оптимальные поведенческие акты закрепляются, а ошибочные исправляются. Иными словами, любая наша ошибка указывает на необходимость изменить поведение и таким образом приводит к обучению. Многие модели обучения с подкреплением включают звено ошибки предсказания вознаграждения — разницы между ожидаемым и получаемым результатом (Sutton and Barto, 1998). Считается, что ошибка предсказания вознаграждения, корректирует наши действия через механизм сигнализации о необходимости изменить поведение. К настоящему моменту получено множество доказательств о роли поясной извилины мозга человека в генерации данного сигнала (Gehring et al., 1993).
Мы предположили, что в ответ на рассогласования собственного поведения и общепринятых норм нейроны нашего мозга генерируют сигнал ошибки предсказания вознаграждения, сходный по механизму с тем, который предсказывает теория обучения с подкреплением – для индивидуума это автоматический сигнал к тому, чтобы его поведение изменилось и стало похожим на поведение большинства. Чтобы проверить данную гипотезу, группа испытуемых участвовала в задаче, вызывающей конформное изменение мнения, при этом измерялась активность мозга с помощью метода ЭЭГ. Как и ожидалось, рассогласование собственного мнения с мнением большинства приводило к активации центральной части поясной извилины – области, отвечающей за детекцию ошибок. Таким образом, генерировался сигнал ошибки предсказания вознаграждения, означающий необходимость изменить свое мнение и гармонизировать его с мнением большинства.
Результаты исследования обсуждаются в свете возможных приложений в экономической психологии.
Отчет
В начале лекции Анна Николаевна рассказала о возникновении новой дисциплины – нейроэкономики. Нейроэкономика объединяет нейронауки, экономические науки, психологию и ряд других дисциплин и в широком смысле является «Нейробиологией принятия решений».
Далее лектор представила классическое исследование конформности (эксперименты С.Аша: исследование ситуации социального давления на принятие решения) и дала определение термину «конформность». Одним из наиболее известных феноменов социального влияния является конформизм – изменение поведения или мнения в направлении, заданном социальными нормами.
Анна Николаевна рассказала о типах социальных норм: дискриптивная (наглядная), моральная, инъюнктивная, – и привела примеры таких норм.
Далее лектор перешла к вопросам. На чем основывается адаптация к социальным нормам? Как связать нейробиологию и феномен «социального влияния»? Как определить, какой механизм может сравнивать наше поведение с нормативным поведением? За счет чего происходит адаптация к социальным нормам?
Наиболее интуитивный путь обучения, изменения поведения – путь проб и ошибок. Если есть ошибка, поведение меняется, если нет – не меняется. Примером можно считать схему Вольфрама Шульца, отражающую ошибки в предсказании вознаграждения ("ошибка предсказания позитивного вознаграждения", "ошибка предсказания негативного вознаграждения"). Любая ошибка указывает на необходимость изменить поведение, что приводит к обучению. Многие модели обучения с подкреплением включают звено ошибки предсказания вознаграждения – разницы между ожидаемым и получаемым результатом.
Нейробиология изучает нервную систему. Нейрон является функциональной единицей мозга. В нем или сетях нейронов происходит принятие решений. Нейроны связаны друг с другом синапсами. Под воздействием потенциала действия происходит обмен информацией между нейронами, который можно зарегистрировать при помощи разных методов.
Анна Николаевна рассказала об исследовании социального влияния на восприятие красоты, о социальном давлении на примере трансформации внешности Мадонны.
Далее лектор остановилась на исследованиях методом функционального нейроимиджинга, позволяющего увидеть активность мозга человека во время его поведения и мышления, и рассказала об активации областей мозга в момент оценки и изменения мнения (оценка привлекательности лиц под давлением мнения большинства).
В заключительной части лекции Анна Николаевна рассказала о транскраниальной магнитной стимуляции – TMS, магнитно-резонансной томографии (МРТ) и об исследованиях, связанных с использованием магнитной энцефалографии (МЭГ).