Лекция «Организация системы постдипломного образования психологов в Европе и США»
Публичная лекция
Тематическое направление: «Актуальные проблемы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы с людьми и оказания им психологической помощи»
Лектор: Коновалова Ирина Валентиновна, кандидат психологических наук, начальник Управления учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов МГППУ.
В центре внимания участников лектория на этом занятии будут вопросы организации системы постдипломного образования психологов в Европе и США. Материалы лекции покажут своеобразие систем обучения и выдачи профессиональных дипломов и приложений к ним. В частности, особенности бакалавриата, магистратуры и постдипломной практической подготовки.
Особое внимание будет уделено месту и роли освоению будущим специалистом-психологом практических навыков, компетенций и, прежде всего, супервизированной практики в этой профессиональной области. Материалы лекции покажут возможности освоения практических компетенций, используемые в Европейском сообществе, где вводится Интернатура для психологов. Также будут приведены нормативы стандартов, необходимых для специальности «Психология» в странах Европы.
Другим вопросом лекции является опыт университетов США, ведущих подготовку специалистов психологов. В частности, «Школы выпускников», являющейся по сути интернатурой.
Особое внимание в обсуждаемой лектором теме будет уделено состоянию системы постдипломного образования психологов в России, где до сих пор интернатура является обязательной только для подготовки врачей. Будет представлена программа первичного повышения квалификации для молодых специалистов педагогов-психологов, которая осуществляется на базе Московского городского психолого-педагогического университета.
Коновалова И.В. представила слушателям модель высшего образования психологов в США и Европе, завершающей частью которой является прохождение супервизорской практики и сдача экзамена для получения лицензии на осуществление практической деятельности. Экзамен оценивает разные компетентности психолога и состоит из двух частей: решения теста и практических задач.
Далее, была подробно рассмотрена процедура проведения экзамена, специфика вопросов. Данный экзамен помогает максимально точно и объективно оценить уровень готовности молодого специалиста к практической деятельности. Лектор отметила, что данный тест в настоящее время проходит адаптацию в Управлении учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов МГППУ и в будущем может стать эффективным критерием оценки качества образования выпускников российских психологических вузов.