Вся психология в одном университете

Лекция «Социокультурная адаптация детей-мигрантов»

Публичная лекция

Тематическое направление: «Актуальные вопросы этнопсихологии и межкультурной коммуникации» 

Лектор: Гуляева Алевтина Николаевна, начальник отдела по Международным связям МГППУ

Тема лекции связана с актуальной для нынешнего этапа развития России проблемой – ростом миграции. Опираясь на данные социологических исследований, в которых констатируется, что 55% иммигрантов хотели бы остаться в России и получить российское гражданство, будет проанализирована проблема интеграции этих людей к новым для них условиям жизни. Центральным вопросом здесь будет проблема адаптации детей-мигрантов в русскоязычном пространстве. Акцентируется внимание на том, что необходимость включить мигрантов в российское общество, ставит особую задачу и перед школой – адаптация детей мигрантов к новым социокультурным условиям. Вниманию слушателей лектория предлагается материал, раскрывающий специфику важнейшей составляющей этого процесса – языковой адаптации детей, обращается внимание на то, что, она помогает успешно решить проблему включенности детей мигрантов в систему российского образования.

В лекции будет представлена программа, позволяющая ребенку-мигранту скорее достичь аккультурации и избежать культурного шока или испытать его в смягченных и менее депрессивных формах. В связи с этим в содержание лекции включен вопрос подготовки учителей и психологов для работы с детьми-мигрантами, направленной на обеспечение успешной адаптации детей-мигрантов.

Отчет

Алевтина Николаевна подчеркнула актуальность данной темы для нынешнего этапа развития России, когда все сильнее растет миграция. Далее был описан проект по адаптации детей-мигрантов. Его целью было обеспечение интеграции детей мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурная адаптация к условиям московского мегаполиса. Данная программа содержит три направления: языковая, социокультурная и психолого-педагогическая адаптация детей.

Далее Алевтина Николаевна описала учебные методики по обучению детей-мигрантов русскому языку. Также была описана необходимость интеграции культур России и родной страны ребенка.

Наталья Сергеевна рассказала о психолого-педагогическом сопровождении детей мигрантов. Она подчеркнула, что в ходе ИОП была разработана программа, где представлены психолого-педагогические рекомендации по организации успешной адаптации детей мигрантов всем специалистам, работающим с детьми мигрантов.

Выступление вызвало интерес аудитории. Слушатели приняли активное участие в дискуссии по окончании лекции, в ходе которой было отмечено, что создание программы комплексного сопровождения адаптации детей мигрантов будет способствовать эффективности процесса интеграции инокультурных школьников в образовательную среду города.