Вся психология в одном университете

Лекция «Нарративная терапия и работа с сообществами»

Публичная лекция

Тематическое направление: «Новое в коррекционно-развивающей работе и немедицинской психотерапии»

Лектор: Москвичев Вячеслав Викторович, руководитель управления по социально-психологической адаптации и развитию подростков (Центр "Перекресток")

В лекции раскрываются основные аспекты нарративного подхода в терапии, как направления в консультировании и социальной работе, основывающегося на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия. Обращается внимание на то, что нарративная практика не противопоставляет себя другим теоретическим подходам, рассматривая их как возможные метафоры для объяснения ситуаций, которые могут также оказаться полезными для людей, ищущих психологическую помощь. В то же время основная метафора нарративной терапии – это представление жизни, как множества событий и ситуаций, которые люди связывают в истории, а задача терапевта – помочь человеку выстроить на основе этих событий предпочтительную историю собственной жизни. Это позволяет вывести терапевтическую работу из привычного экспертного контекста профессиональной психологической помощи. Показывается, что неэкспертность позиции терапевта, партнерство, заложенные в данном подходе, делает его наиболее востребованным в тех ситуациях и сферах, когда другие подходы не "срабатывают" в силу "сопротивления" со стороны клиента. Особое внимание здесь будет уделено проблемам, связанным с применением этого подхода в семейной терапии в контексте социальной работы.

Смотреть лекцию:

Отчет

Методы и технологии, развиваемые в контексте нарративной терапии, сама позиция нарративного терапевта, не просто позволяют решать проблемы, а помещают общение терапевта и человека, которому тот оказывает помощь, в такой контекст, в котором сами понятие "сопротивление клиента", "немотивированность" теряют смысл. Нарративный практик помогает человеку изменить ситуацию, которую сам человек считает проблемной, и становится со-автором новой истории, предпочитаемой самим человеком. Именно поэтому нарративная терапия становится востребованной в социальной работе с людьми, которых часто относят к «трудным клиентам».

Лекция состояла из двух частей: теоретической и практической.

В начале теоретической части Вячеслав Викторович раскрыл понятие нарративной метафоры. В соответствии с ней, человеку свойственно объединять множество событий своей жизни в истории, повествования, которые человек рассказывает о себе другим и самому себе. При этом часть событий (большая часть) остается за пределами повествования. Порой, сложившаяся история жизни человека носит проблемно-насыщенный характер, оставляя за рамками события и истории, не укладывающиеся в доминирующий сюжет.

Основной идеей в нарративной терапии является «мультиисторичность» жизни, то есть наличие разных историй у человека в зависимости от событий, которые в нее входят. И здесь важной задачей для терапевта является помощь человеку в выстраивании на основе этих событий предпочтительной истории собственной жизни. 

Одна и та же история может быть пересказана с разных точек зрения, и то, как это будет сделано, повлияет на восприятие, оценку происходящего и дальнейшие действия человека.

Далее Вячеслав Викторович рассказал об основателе нарративной практики Майкле Уайте, его профессиональном пути от социального работника в детском психиатрическом госпитале и системной терапии к созданию нарративной практики.

Лектор дал сравнительную характеристику структуралистского и постструктуралистского взглядов на психотерапию и представление о личности. Была представлена концепция о коллективном, социальном характере идентичности, в противовес индивидуальной, основанной на представлениях о «внутренней сущности».

В конце теоретической части были описаны основные техники нарративного подхода: 

  • экстернализующая беседа
  • беседа, направленная на восстановление авторской позиции
  • беседы, направленные на восстановление участия
  • церемония принятия самоопределения
  • беседы, выделяющие уникальные эпизоды
  • беседа об отсутствующем, но подразумеваемом
  • беседа о чувстве личной несостоятельности
  • создание документов

В большинстве своем данные техники представляют собой искусство задавания вопросов, расспрашивания, из позиции уважительного искреннего интереса.

В практической части были более подробно представлены некоторые из техник, названных М.Уайтом «картами» (карта - это схема, последовательность расспрашивания), которые дают практику ориентиры и направления расспрашивания, но не предопределяют маршрута и всегда оставляют непредсказуемым конечный пункт путешествия, которое проделывают практик вместе с человеком, обратившимся за помощью.

Совместно со слушателями была разобрана карта экстернализующей беседы, были представлены практические примеры из практики слушателей, и возможности их пересмотра из новой перспективы.

С помощью карты, восстанавливающей авторскую позицию, слушателям было предложено увидеть саму лекцию как событие одной из возможных историй их собственной жизни.

В качестве одой из важнейших карт нарративной практики была описана карта опроса внешних свидетелей, предполагающей приглашение людей, к свидетельствованию и обогащению истории человека, ищущего психологической помощи.