Лекция «Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок»
Публичная лекция
Тематическое направление: «Современное состояние проблем психологической экспертизы»
Лекторы:
- Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ
- Абдулаева Елена Александровна, методист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ
Лекция началась с анализа теоретических подходов к исследованию игрушки. Отмечалось, что в современной психологии игрушка рассматривается как:
- средство познания природного и социального мира
- средство построения собственной идентичности
- психотерапевтическое средство
- возможность самореализации и проявления своей креативности
- партнер по диалогическому общению
Далее, лекторами отмечалось, что в эпоху постмодернизма детская игра претерпела существенные изменения, которые выражаются в следующем:
- Детские игровые площадки вынесены в специальные зоны отдыха, невозможность самостоятельной свободной игры
- Сюжетная игра осуществляется преимущественно в дошкольных учреждениях и под руководством взрослого
- Понятие игры размывается; игра и не-игра трудноразличимы
- Семейное воспитание становится всё более разнообразным, зачастую попустительским, компьютеризация порождает новые виды игр
- Профессиональные педагоги, несущие ценности традиционных игр, всё более отчуждаются от естественных условий жизни детей
Главное проблемой современного рынка игрушек стало противостояние производителей игрушек и педагогов, которые пытаются удержать ценность игры. Современные производители, заботясь больше о прибыли, пренебрегают качеством и развивающими свойствами игрушек. Отмечалось, что для современного рынка игрушек характерны:
- Создание популярных брендов, заимствованных из СМИ
- Навязывание серий однотипных игрушек
- Стремление поразить и развлечь
И все это приводит к необходимости проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек. В лекции отмечалось, что в мире существует не так много центров, проводящих независимую, качественную экспертизу. Среди них – немецкий центр “Spiel gut”, который придерживается следующих критериев при экспертизе:
- Игрушка должна побуждать фантазию
- Чем разнообразнее игровые возможности, тем интереснее/увлекательнее игрушка и тем дольше она остается интересной
- Повседневный опыт окружающего мира
- Размер игрушки
- Материал и износоустойчивость (надежность, добротность) должны соответствовать игровому назначению
- Конструкция и механика
- Форма и цвет влияют на возможность играть и на представления ребенка о мире
- Безопасность
- Экологичность, экологическая совместимость игрушки
- Цена игрушки всегда должна быть в соотношении к игровым возможностям и долговечности
Далее, слушателям были представлены материалы с выставки игрушек, а также приведены примеры хороших игрушек, представленных в магазинах и детских учреждениях Германии.
Смотреть лекцию: