Вся психология в одном университете

Лекция «Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок»

Публичная лекция

Тематическое направление: «Современное состояние проблем психологической экспертизы»

Лекторы:

  • Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ
  • Абдулаева Елена Александровна, методист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

Лекция началась с анализа теоретических подходов к исследованию игрушки. Отмечалось, что в современной психологии игрушка рассматривается как: 

  • средство познания природного и социального мира
  • средство построения собственной идентичности
  • психотерапевтическое средство
  • возможность самореализации и проявления своей креативности
  • партнер по диалогическому общению

Далее, лекторами отмечалось, что в эпоху постмодернизма детская игра претерпела существенные изменения, которые выражаются в следующем:  

  • Детские игровые площадки вынесены в специальные зоны отдыха, невозможность самостоятельной свободной игры
  • Сюжетная игра осуществляется преимущественно в дошкольных учреждениях и под руководством взрослого
  • Понятие игры размывается; игра и не-игра трудноразличимы
  • Семейное воспитание становится всё более разнообразным, зачастую попустительским, компьютеризация порождает новые виды игр
  • Профессиональные педагоги, несущие ценности традиционных игр, всё более отчуждаются от естественных условий жизни детей

Главное проблемой современного рынка игрушек стало противостояние производителей игрушек и педагогов, которые пытаются удержать ценность игры. Современные производители, заботясь больше о прибыли, пренебрегают качеством и развивающими свойствами игрушек. Отмечалось, что для современного рынка игрушек характерны:  

  • Создание популярных брендов, заимствованных из СМИ  
  • Навязывание серий однотипных игрушек  
  • Стремление поразить и развлечь

И все это приводит к необходимости проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек. В лекции отмечалось, что в мире существует не так много центров, проводящих независимую, качественную экспертизу. Среди них – немецкий центр “Spiel gut”, который придерживается следующих критериев при экспертизе:  

  • Игрушка должна побуждать фантазию  
  • Чем разнообразнее игровые возможности, тем интереснее/увлекательнее игрушка и тем дольше она остается интересной  
  • Повседневный опыт окружающего мира  
  • Размер игрушки  
  • Материал и износоустойчивость (надежность, добротность) должны соответствовать игровому назначению  
  • Конструкция и механика  
  • Форма и цвет влияют на возможность играть и на представления ребенка о мире  
  • Безопасность  
  • Экологичность, экологическая совместимость игрушки  
  • Цена игрушки всегда должна быть в соотношении к игровым возможностям и долговечности

Далее, слушателям были представлены материалы с выставки игрушек, а также приведены примеры хороших игрушек, представленных в магазинах и детских учреждениях Германии. 

Смотреть лекцию: