Вся психология в одном университете

Что не так с нашей системой оценок и можно ли ее как-то исправить

СМИ о нас

Что не так с нашей системой оценок и можно ли ее как-то исправить

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

- Проблема не в том, сколько баллов, а в том, что все сводится к контролю правильности выполнения самостоятельных или контрольных заданий, а ошибки рассматривают как отклонение от эталона, - заступился за отметки Евгений Исаев, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ. - Происходит подмена истинной - развивающей - функции оценивания.

- А как должно быть на деле?

- Учитель проводит содержательный анализ выполненной работы, объясняет ученику, что он сделал неправильно и как это исправить. Это индивидуальная работа, ведь причины ошибок могут быть разные – вплоть до недостаточной сформированности мыслительных операций у ребенка или переживаний из-за проблем дома.

Своим ученикам всегда говорю: есть две оценки – усвоил и не усвоил. Усвоил – идем дальше, нет – возвращаемся. Если перевести мой посыл в пятибалльную систему, то каждый ученик должен усвоить материал на “хорошо” и “отлично”. Ситуаций, когда три пишем, два в уме вообще не должно быть. Не может учитель закрывать глаза на неуспеваемость детей ради выполнения программы и прочих административных требований.

- Но программу все-таки надо выполнять! Можно ли индивидуально работать, если у тебя за партами 40 человек, и полторы ставки в двух сменах? К тому же у всех в классе четыре и пять - не верится, что такое возможно!

- В сознании и педагогов, и родителей склеиваются два понятия – оценка и отметка. Это разное. Отметка – это баллы, формальное обозначение уровня усвоения темы. Балл может носить субъективный характер и не иметь отношения к собственно учебе. Известно, что учителя снижают баллы за небрежность: например, неправильно отступил абзац. Если педагог просто констатирует: ты не справился, вот дополнительное задание - это не вскрывает причину трудностей в обучении. Ученик опять будет выполнять работу, не осознавая. Может, конечно, до него дойдет на сотый раз, но не факт.

- А если реанимировать двойки и единицы, сняв клеймо позорных оценок? Ведь изначально, когда вводили пятибалльную шкалу, у оценок были словесные определения, не обидные: 1 - слабые успехи, 2 - посредственные, 3 - достаточные, 4 - хорошие, 5 – отличные.

- То, что отказались от единиц и двоек, правильно. Единица – издевательство, кнут, очень жесткий. Не надо стегать никого, даже животных. У психолога Леонтьева есть описание, как он ехал на телеге, и лошадь стала на подъеме в гору. Тогда извозчик взял ее под уздцы, и она пошла. Стегать в таких случаях нельзя. Надо поднять голову лошади – смотри, вон вершина, и взять под уздцы. Наказание никогда не воспитывает и не повышает результат. Только поощрение и другие позитивные действия. А названия оценок - это уступка, ничего не меняющая. Поставили один балл, а вопрос «почему?» остается. С детьми надо разговаривать.

Читать статью полностью на сайте WWW.KP.RU

Источник: Факультет "Психология образования"