Вся психология в одном университете

Вернуть игру в детство

СМИ о нас

Вернуть игру в детство

А у нас во дворе… Фото с сайта fotki.yandex.ru

На круглом столе «Детская игра как территория свободы», проведенном в рамках международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования» Ирина Бурлакова, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета "Психология образования" МГППУ, рассказала, что сама детская субкультура проглатывается, словно акулами, хищными гаджетами. Да и без них дети перегружены уроками, множеством кружков, секций, так что не остается ни времени, ни сил на детские дела. Взрослые навязывают детям не только виды досуга, но и свое видение того, какой должна быть игрушка. Директор Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки Елена Смирнова в своем исследовании отмечала, что в среднем в комнате современного ребенка можно найти около 400 игрушек. Но из всего этого богатства он использует всего 6%! Остальные не соответствуют его возрастным или эстетическим критериям, среди них есть и то, что вообще нельзя использовать в игре. Елена Олеговна часто приводила в пример кукольную голову без туловища с набором юного парикмахера, чтобы дети учились на ней делать прически. Но она скорее напоминала ужасающую голову профессора Доуэля!

– Детская субкультура сегодня перенасыщена элементами взрослой жизни, – говорит Ирина Бурлакова. – Например, ребята смотрят телепередачи, не адресованные их возрастной группе, у них в лексиконе задерживаются слова из рекламы. И даже дворовые площадки, которые в последнее время есть у каждого дома, ориентированы на спорт, двигательную активность, но не на игру, или ограничиваются определенной тематикой. Поскольку взрослые сами определяют содержание деятельности детей, те стали воспринимать игру не как самобытную сферу, а как требование «сверху».

В результате, по данным опроса, который провели магистранты МГППУ, в дворовые игры сейчас играют всего 8% детей. С такими самобытными гранями в мозаике детской субкультуры, как мирилки и дразнилки, знакомы только 25-30% детей (и то остались лишь банальные «плакса-вакса», «рева-корова» и «мирись-мирись и больше не дерись»), со считалками – 17%, а с поддевками – всего 10%. А ведь дразнилки не такая уж вредная вещь, она регулирует взаимодействие ребенка с товарищами, помогает разрулить конфликты, понять ошибки в поведении и вовремя их исправить. Считалки помогают распределению ролей, а поддевки развивают остроту мышления. 40% взрослых, которых дразнили в детстве, действительно задумывались, насколько правильно они себя вели, и вовремя исправились, а 37% вспоминают, что дразнилки помогали отстаивать границы, ведь в ответ придумывались антидразнилки. Речь, конечно, не об угрозе буллинга, а о невинном дружеском подтрунивании.

Увы, мозаика детской субкультуры бледнеет, ее яркие краски выцветают под натиском придуманной взрослыми электронной вселенной. Любой фольклор, в том числе и детский, – явление хрупкое. Его выдергивают и затаптывают, как сорняк, насаждая сиюминутную моду, а затем бережно собирают остатки и кладут под музейное стекло. И как бы не остались будущим собирателям лишь жалкие осколки, похожие на «секреты» – цветы, стеклышки и фантики, которые мы с подружками когда-то тщательно закапывали в рыхлый дворовый песок.

Читать статью полностью на сайте "Учительская газета"

Источник: Факультет "Психология образования"