Как управлять эмоциями и тревогами: психологи ответили на вопросы родителей

СМИ о нас

Как управлять эмоциями и тревогами: психологи ответили на вопросы родителей

Современные родители школьников отличаются от родителей прошлого десятилетия. Они активнее интересуются психологией, педагогикой, вопросами воспитания и обучения детей, общаются с педагогами и с администрацией школы не только в очном, но и в дистанционном формате. 

Им важно понимать, что и почему происходит с детьми, анализировать закономерности изменений в поведении и характере и, конечно, стараться оказать максимальную поддержку. 

О том, что важно знать современным родителям, о мотивации к обучению, об успешности, об осознанном родительстве и о том, как поддерживать школьников, рассказали специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) – участники онлайн-программы «Образовательная среда», которая вышла в эфир в Международный день защиты детей. Об этом - на федеральном портале "Российское образование".

В онлайн-программе «Образовательная среда» подвели итоги Всероссийской недели родительской компетентности, которую организовало Минпросвещения России в мае этого года. В рамках Недели родительской компетентности состоялась серия вебинаров, лекций и мастер-классов, которые провели 105 организаций – участников реализации мероприятий по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родительскому сообществу федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».

Быть родителем

По мнению Марины Розеновой, профессора кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии МГППУ, необходимо учить взрослых быть родителями: давать им информацию о возрастных и индивидуальных особенностях детей, закономерностях развития личности ребенка. 

«Эволюционный функционал родительства принципиально не поменялся: родители все так же отвечают за выживание и качество потомства и новых поколений, однако в современном мире изменилась информационная среда. Информации стало много – как хорошей, так и противоречивой и поверхностной, разобраться в которой не всегда легко неподготовленному человеку. У нас пока все еще не учат быть родителями, и это серьезный социальный промах: психологически компетентные родители лучше воспитывают своих детей, создают им более правильные условия развития, что скажется в дальнейшем, когда уже эти дети сами станут родителями», – считает Марина Розенова.

Юлия Кочетова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования МГППУ добавила, что информационная среда сегодня очень расширена и родителям необходимо получать актуальную и полезную информацию, написанную понятным языком. 

«Появились различные книги, как воспитывать ребенка, как повысить родительскую компетентность. Мне видится, что не всегда эта информация потребляется правильно. Поэтому Неделя родительской компетенции еще и направлена на то, чтобы донести качественную, научную информацию», – сказала Юлия Кочетова. 

Также эксперт обратила внимание на устоявшийся стереотип: люди привыкли, что обращение к психологу связано с какими-либо трудностями. На самом же деле важно работать на опережение, говорить о ресурсах ребенка, наблюдать, что ему нравится, в чем он силен, – и искать общий знаменатель. Именно психолог и может в ключевой момент помочь выстроить такой диалог между родителем и ребенком. 

Как защититься от родительского выгорания

Среда, в которой мы живем, часто полна стрессов и напряжения. Юлия Кочетова замечает, что эмоциональный фон внутри семьи напрямую сказывается на эмоциональном здоровье ребенка.

«Стресс – это исключительно только то, что нас травмирует и уничтожает, но мобилизирующий уровень стресса – это тоже неплохо. Тем не менее мне видится, что учителя сами должны эти рекомендации принять и транслировать их родителям. Эмоциональное состояние родителей напрямую сказывается на эмоциональном состоянии детей. Важно сохранять спокойствие, не запугивать ребенка, не надо концентрироваться на негативных сценариях, которые должны произойти. Разговоры о возможном провале не повышают мотивацию. Родители и учителя должны рассказывать про адекватные ситуации. Главное – не нагнетать, не давить на ребенка», – говорит Юлия Кочетова. 

Ольга Даниленко, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ, подчеркнула важность взаимодействия экспертного и родительского сообществ. 

«Возрастает роль экспертов – таких, каким можно доверять. И министерские педагогические среды, и наши уроки компетентности – то, что может быть основой для родителей. Почему сегодня проблема родительского выгорания остра? Потому что они пытаются сделать хорошо для своего ребенка, но у них нет уверенности в том, что они делают правильно», – отметила она. 

Также Ольга Даниленко рассказала, что и детям, и взрослым необходима поддержка, особенно это касается ситуаций, когда люди эмоционально истощены и находятся на грани выгорания. Это относится не только к ученикам и их родителям, но и к педагогам. 

«Мы не можем снять нагрузку с учителя в виде повышенных учебных часов, но мы можем помочь включить ресурсы, которые с большей отдачей будут осуществлять психологическую поддержку», – считает Ольга Даниленко. 

Больше позитива и меньше тревожности

Вероника Ослон, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования МГППУ, рассказала об исследовании субъективного благополучия детей в Российской Федерации. 

«Когда ребенок счастлив, и учителю легче работать. А в отношениях всегда важны доверие и принятие. Важно учиться управлять своими эмоциями и тревогами. Потому что мы можем ребенку много раз говорить, что и как делать, но он впитает именно то, как мы это делаем. И, конечно, родители с детьми связаны эмоционально. Родительские тревоги создают тревожный фон, в котором существуют дети, это надо учитывать», – заявила Вероника Ослон.

Еще одна проблема – это тревожный фон в семье, недостаточное количество позитивной информации, считает Ольга Даниленко. 

«Универсальный призыв для взрослых: рассказывайте детям о себе все хорошее, что с вами происходило. Успех, маленькие победы. Говорите не только о проблемах», – резюмировала эксперт. 

Источники: Факультет "Психология образования" Факультет "Экстремальная психология" Факультет "Социальная психология"