Вся психология в одном университете

Депрессию у школьников можно предотвратить. Советы родителям от профессора МГППУ

СМИ о нас

Депрессию у школьников можно предотвратить. Советы родителям

Коллаж Оксаны Романовой с использованием изображений скульптур Гехарда Деметца

Перестроить школьную систему конкретный школьник не сможет, да и возрастание информпотока неизбежно при подготовке к ЕГЭ и вступительным. Как же помочь своему ребенку не надорваться? Советы родителям по минимизации рисков предлагает профессор МГППУ и ВШЭ Катерина Поливанова.

Стресс от школьного образования неизбежен; уроки – это нагрузка. То есть вопрос не в том, как при образовании избежать стресса, а как его уменьшить.

Власть учителя тоже неизбежна; школьным процессом должен кто-то руководить, ученики – слушаться. Но есть важное условие гармоничных отношений руководитель-подчиненный: власть должна быть предсказуема. Если вы едете на машине по дороге, страшны не правила, по которым вы должны остановиться на красный, а нарушитель, который на него проехал, – он непредсказуем, а непредсказуемость кратно увеличивает нервное напряжение для окружающих.

Тревога ученика становится в разы меньше, если он понимает, что контролирует свою жизнь. Если же «звонок – для учителя», «учитель отпустит класс, когда посчитает нужным», а оценки оказываются ниже или выше в зависимости от настроения Марьиванны, тревога неизбежно вырастет. А тревога – прямой путь к депрессии.

В идеале ученика в школе должны слышать. Даже при больших нагрузках его стресс будет гораздо меньше, если, например, он будет заранее знать, что сегодня на него не свалятся неожиданные дополнительные занятия, потому что «все плохо написали контрольную».

Несоразмерность, нереальность требований – тоже путь в депрессию. Ну, а мамина задача – общаясь с ребенком, научиться отличать справедливые жалобы от детских «хотелок», продиктованных желанием облегчить себе жизнь.

Если вы (учитель или родитель) общаетесь с ребенком исключительно в повелительно-командном стиле и не выслушиваете его, он станет саботажником неминуемо. Например, станет врать про заболевший живот, чтобы избавиться от неприятного задания – ведь других вариантов у него нет. Вот только, даже избавляясь  от задания в этом случае, ребенок испытывает тревогу и напряжение – ведь он не управляет жизнью, а, скорее, из нее выкручивается.

Саботаж начнется и, если ребенка с раннего детства нагружают слишком сильно, а он не может об этом рассказать. Или если мама и папа «лучше знают» и выбрали институт, не спросив будущего абитуриента, – при подготовке ему придется приложить дикие усилия, чтобы помимо выполнения заданий преодолевать свое внутреннее сопротивление.

Читать статью полностью на сайте Милосердие.ру




Источник: Факультет "Психология образования"