Вся психология в одном университете

Детская тревожность, стресс и подростковый кризис: о чем говорили эксперты МГППУ на Всероссийском родительском онлайн-собрании

СМИ о нас

Детская тревожность, стресс и подростковый кризис: о чем говорили на родительском онлайн-собрании

В ходе Всероссийского открытого родительского онлайн-собрания на тему «Психологическое равновесие детей» родителям объяснили, как разобраться в особенностях тревоги, что происходит с ребенком под влиянием стресса и о многом другом.

Стоит напомнить, что в этом году родительское онлайн-собрание проходит в новом формате. Одновременно идут три трансляции для родителей дошкольников, для родителей школьников и для родителей студентов колледжей и техникумов. На собрании для пап и мам дошкольников подняли тему формирования психики ребенка, рассказали о кризисе трех лет и в каких формах в этом возрасте проявляется стресс. Также научили, как построить доверительные отношения с малышом и есть ли в воспитании границы. Об этом пишет "Учительская газета".

По словам завсектором дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ  Московского государственного психолого-педагогического университета Алины Громовой, важно обращать внимание на поведение ребенка, включаться с ним в диалог. А во время разговора нужно проговаривать и описывать эмоции. Она пояснила, что тревожность взрослых замечают и дети. Они также могут тревожиться, если им не хватает внимания родителей.

Громова пояснила, что сложность дошкольного возраста состоит еще и в том, что дети не говорят. А папы и мамы могут заметить стресс по каким-то внешним признакам. Например, во время игры. «Это наиболее хорошее пространство, где можно увидеть, что происходит с ребенком», – отметила спикер. По ее словам, здесь нужно обращать внимание на то, что говорит малыш, каким образом он играет, что отыгрывает.

Во время тревоги у детей также может измениться поведение. Громова считает, что лучше всего в этом случае отложить все дела и побыть со своими сыном или дочкой. Она пояснила, что качественное общение – это когда родитель ни на что больше не отвлекается, а находится только с ребенком, идет много тактильного контакта. Также важно не высмеивать страх малыша, добавила специалист.

На собрании для родителей школьников руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Московского государственного психолого-педагогического университета, член-корреспондент РАО Ольга Ульянина рассказала, с какого возраста начинается подростковый кризис и как он проходит. Также родители узнали, что в этот момент меняется в ребенке, как ему помочь, как настроить открытый и честный диалог. Спикер объяснила, как проявляются защитные механизмы у ребенка, а также как и когда в подростковом возрасте происходят изменения, и как помочь ребенку их принять.

«Нельзя обесценивать ситуации, которые вызывают у ребенка стресс, страх и тревогу», – пояснила Ульянина. Она добавила, что если дома создать благоприятную и доверительную атмосферу, где принято обсуждать и разговаривать на семейном совете, то подросток не постесняется прийти и рассказать о своих проблемах и сложностях.

На онлайн-собрании для родителей студентов СПО рассказали о психологических особенностях подросткового периода. Замруководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Ермолаева объяснила, как родителям помочь ребенку выстроить межличностные отношения со сверстниками. Она рассказала, какие конфликты и с кем бывают у подростков, насколько сильно стресс влияет на их психику, как избежать манипуляций со стороны сына или дочери.

Анна Ермолаева объяснила нужно ли давать подростку совершать ошибки, а также как родителям стать хорошим примером и как помочь ребенку, если случилась беда, а он в другом городе. Специалист отметила, что у подростка самый главный приоритет – это межличностные отношения и общение со сверстниками. Самые распространенные проблемы – это, в первую очередь, взаимоотношение с родителями, отношения со сверстниками и проблемы в обучении.

«Задача подросткового возраста в той самой сепарации, поэтому нужно учиться – это такая рекомендация всем родителям – нужно учиться давать возможность быть самостоятельным», – пояснила эксперт. Она также уточнила, если взрослый не знает, что делать, то необходимо при каждом удобном случае говорить подростку, что он может в любой момент прийти, если что-то идет не так. По ее словам, это залог доверительных отношений.

Все три эфира можно посмотреть в записи на сайте Минпросвещения во «ВКонтакте»: собрание для родителей дошкольников, собрание для родителей школьников, собрание для родителей студентов СПО.

Источник: Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации