Вся психология в одном университете

Дети и религия: пять вопросов специалистам

СМИ о нас

2022-11-09 Дети и религия: пять вопросов специалистам

ФОТО: Растимдетей.рф

Поводом для разговора на эту тему стало письмо в редакцию, где посетитель портала «Растим детей» задавал вопрос о том, можно ли оставлять ребенка с верующей бабушкой. Мы обратились за разъяснениями к специалистам Московского государственного психолого-педагогического университета, которые ответили на пять основных вопросов о детях и религии.

Стоит ли говорить с детьми о религии?

Отвечает кандидат психологических наук, магистр факультета медицины и психологии отделения психологии процессов развития и социализации Первого Римского Университета La Sapienza, клинический психолог, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ Юлия Кочетова.

Россия – одна из самых многонациональных стран мира, она уникальна религиозным составом населения. На территории нашей страны проживают не только представители трех мировых религий – христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. По данным ВЦИОМ, на 2021 год, конфессиональный состав населения России таков: православие – 66%, ислам – 6%, протестантизм – 1%.

Религия – это феномен субъективного мира человека, его психики. Конечно, религиозные верования формируются у ребенка, если он воспитывается в религиозной семье, когда члены семьи прививают ему определенное мировоззрение и стереотипы поведения.

Формирование мировоззрения (любого – и религиозного, и атеистического) происходит у ребенка благодаря наблюдению за действиями и словами взрослого, подражанию им и принятию мнения взрослого, поскольку он для ребенка – абсолютный авторитет. Постепенно на основе подражания у ребенка формируются не только формы поведения, но и религиозные представления. Многие научные исследования подтверждают, что на формирование мировоззрения оказывают влияние именно родители.

Часто бывает, что в семье взрослые придерживаются разных религиозных представлений, например:

  • бабушка или дедушка религиозны, а родители нет;
  • один родитель религиозен, а второй нет;
  • родители – представители разных конфессий.

В таком случае важно, чтобы ребенок не стал «предметом для перетягивания» на свою сторону.

Родителям нужно выработать единый подход, договориться между собой о том, как именно будет (и будет ли) осуществляться религиозное воспитание.

Одним из вариантов их действий будет не торопиться, а рассказать ребенку о религиях, о верованиях родителей, объяснить, что во всех религиях есть общие представления о ценностях, о морали и т.п., но при этом есть и различия.

Читать публикацию полностью на сайте «РАСТИМДЕТЕЙ.РФ»

Источники: Отдел по информационной политике и связям с общественностью (Пресс-служба МГППУ) Факультет "Психология образования"