Вся психология в одном университете

Обсуждение руководства по созданию в школе дружелюбной среды: третья экспертная сессия

Новость

2022-11-18 Обсуждение руководства по созданию в школе дружелюбной среды: третья экспертная сессия

Проведен экспертный семинар третьей сессии «Апробация руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан»

8 ноября 2022 г. на площадке «Точки кипения МГППУ» прошла третья экспертная сессия из цикла семинаров «Апробация руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан». Руководство разработано и представлено общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Московского государственного психолого-педагогического университета.

Темой семинара стало обсуждение степени готовности Руководства, разработка рекомендаций по его адаптации и внедрению в образовательных организациях при работе с целевой группой «Дети с дислексией/дисграфией».

Со вступительным словом к участникам семинара обратилась Ирина Владимировна Дубровина, главный научный сотрудник Психологического института РАО, профессор кафедры «Педагогическая психология им. профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ. Ирина Владимировна рассказала о необходимости тесного взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса при формировании дружелюбной образовательной среды как основы развития каждого ребенка: «в процессе обучения решаются задачи не только собственно обучения, но и культурного развития, нравственного становления ребенка, и для создания дружелюбной среды важно учитывать его индивидуальные особенности, проявлять дружественное внимание со стороны взрослого: учителя, психолога к конкретному ребенку». Важнейшей задачей психолого-педагогической службы, описанной в Руководстве, является поддержка взаимодействия педагога как главной фигуры, реализующей функции образования и воспитания, со всеми участниками образовательного процесса.

Модераторы семинара – исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» Олеся Игоревна Леонова и декан факультета Клинической и специальной психологии МГППУ Ева Эдуардовна Артемова, а также участники апробации – начали обсуждение разделов Руководства с вопросов, касающихся условий создания и поддержания дружелюбной среды в образовательной организации для детей с дислексией/дисграфией.

Илья Владимирович Евтушенко, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии МПГУ рассказал о нормативно-правовых основах помощи обучающимся с дислексией/дисграфией, представленных в Руководстве, и отметил, что эту категорию детей в настоящий момент можно отнести к детям с трудностями в обучении, поскольку обучающиеся с дислексией/дисграфией не относятся к категориям, получающим специальную логопедическую помощь в образовательной организации.

Ребенок с поздно выявленными нарушениями письменной речи без заключения ЦПМПК может не попасть на специальные занятия к логопеду в школе, подтвердила Людмила Александровна Тишина, заведующий кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование» МГППУ, и именно поэтому пути создания дружелюбной среды, подробно представленные в Руководстве, являются необходимыми для такой категории детей.

В Руководстве обоснована модель мониторинга оценки качества дружелюбной образовательной среды в школе, механизмы ее практической реализации, которые представила Елена Валерьевна Бочкина, преподаватель Московского финансово-промышленного университета «Синергия», внештатный научный сотрудник НПЦ Детской психоневрологии.

Ксения Юрьевна Усынина, руководитель АНО «Благовест» г. Орел, отметила практическую значимость технологий создания дружелюбной среды для детей с трудностями в освоении чтения и письма, дислексией/дисграфией в образовательной организации, описанных в Руководстве. В качестве препятствий для создания дружелюбной среды для детей с дислексией/дисграфией эксперт обозначила систему оценивания детей, существующую на сегодняшний день в школах, а также недостаточное понимание значимости вклада учителя для будущего страны при обучении воспитании детей у студентов педагогических вузов.

О проблеме компетенций специалистов системы образования в выявлении и оказании адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями рассказала Наталья Борисовна Шумакова, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой МГППУ. Эксперт подчеркнула, что методическая поддержка не только педагогов, но и родителей будет способствовать внедрению Руководства в практику образовательных организаций и повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Проблему кадровой подготовки, недостаточное понимание специалистами системы образования особенностей целевой группы детей с дислексией/дисграфией и необходимость методического сопровождения специалистов школ отметили эксперты апробации, сотрудники образовательных организаций – Марина Викторовна Левина, заместитель директора школы №1526 «На Покровской», Елена Владимировна Зотова, учитель-логопед МАОУ СОШ №103 г. Краснодар, Марина Наильевна Абдулина, учитель-логопед ГБОУ СОШ №2 пгт Суходол Самарской области.

Комментируя выступления экспертов о необходимости подготовки в системе высшего образования специалистов, владеющих знаниями и навыками работы с категорией детей с особыми образовательными потребностями, модератор дискуссии Е.Э. Артемова рассказала о разработанном кафедрой Специального (дефектологического) образования МГППУ модуле по коррекционной педагогике и коррекционной психологии, который со следующего учебного года будет включен в систему подготовки кадров высшего педагогического образования.

Технологии психологической, методической поддержки родителей детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного процесса как обязательное условие создания дружелюбной среды, включенные в Руководство, представила Зульфия Рафиковна Хайрова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики филологического факультета РУДН, и.о. начальника отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра развития психологической службы в системе образования РФ. Эксперт отметила, что все представленные в Руководстве и методических навигаторах к нему технологии, программы получили экспертную оценку и прошли практическую апробацию в соответствии с требованиями доказательного подхода к практикам в образовании и социальной сфере.

В Руководстве раскрывается одно из важнейших условий организации дружелюбной среды для обучающихся с дислексией/дисграфией в образовательной организации – междисциплинарное взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы, учителя и родителей, – считает Елена Викторовна Ушакова, начальник департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики Института среднего профессионального развития им. К.Д. Ушинского МГПУ, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией. Эксперт подчеркнула, что Руководство является системным решением по совершенствованию условий для качественного образования обучающихся, испытывающих трудности в овладении образовательной программой, не имеющих статуса ОВЗ, инвалидность.

Ольга Ивановна Минина, педагог-психолог КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советск Кировской области, также подчеркнула практическую значимость разработок и алгоритмов действий, представленных в Руководстве, для работы специалистов с детьми, не имеющими статуса ОВЗ, но относящимся к группе риска социальной и учебной дезадаптации.

Подготовка специалистов системы образования к осуществлению командной работы реализуется за счет развития междисциплинарных, межпрофессиональных компетенций, и в рамках обсуждения Руководства с сообщением по данной теме выступила Анна Сергеевна Володина, доцент кафедры «Логопедия» института детства МПГУ. Эксперт отметила необходимость информирования учителей о специфических трудностях, которые испытывают дети с дислексией/дисграфией при освоении школьной программы и представила программы повышения квалификации, направленные на формирование педагогических компетенций, необходимых для работы с трудностями в обучении письму, чтению и, как следствие, на создание дружелюбной образовательной среды.

В организации подготовки специалистов для междисциплинарного сопровождения детей с дислексией/дисграфией в условиях общеобразовательной организации по модели «речевой класс» может помочь ресурсный центр, организованный на базе школ, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи, считает Екатерина Александровна Афанасьева, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ Школа №3 г. Санкт-Петербург. Эксперт подчеркнула, что структурированное, продуманное содержание Руководства помогает специалистам выработать алгоритмы действий для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Татьяна Николаевна Клюева, директор ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», председатель регионального отделения Федерация психологов образования России в Самарской области, главный внештатный педагог-психолог Самарской области в рамках обсуждения практического применения Руководства в образовательной организации обратила внимание слушателей семинара на важность междисциплинарного проектирования социального компонента образовательной среды, определяющего характер общения субъектов образовательных отношений и являющегося основой командообразования. В связи с этим необходимо повышать компетенции учителей в части технологий проектирования именно социального компонента образовательной среды, и Руководство дает возможность адресно конкретизировать такую программу повышения квалификации для целевых групп детей.

Обсуждая адаптацию и внедрение Руководства, О.И. Леонова предложила экспертам рассмотреть вопрос разработки сетевой модульной программы, положив в основу не только специальные требования к оказанию логопедической и психолого-педагогической адресной помощи, но и общий, базовый модуль, поскольку в Руководстве выделены разные категории специалистов, работающих с детьми целевых групп: учитель, психолог, руководитель.

Предложения по практическому применению материалов Руководства внесла Эльвира Хамзеевна Башлай, научный сотрудник лаборатории воспитания и профилактики асоциального поведения ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Татарстан. Помимо применения методических материалов, практических технологий и программ, представленных в Руководстве, всеми участниками образовательного процесса в образовательных организациях, эксперт предложила Институтам развития образования субъектов Российской Федерации использовать данное Руководство при планировании и проведении курсов повышения квалификации педагогических работников (в качестве отдельного образовательного модуля или цикла тематических занятий), а также включить в заключительный модуль «Итоговая аттестация» курсов повышения квалификации педагогических работников и в аттестационные испытания во время прохождения очередной аттестации педагогическими работниками вопросы по материалам Руководства.

В работе экспертного семинара приняли участие более 300 экспертов системы образования и социальной сферы из 55 субъектов Российской Федерации. Трансляция мероприятия собрала более 1000 слушателей.

По итогам трех семинаров апробации Руководства будут сформированы предложения о мерах поддержки целевых групп детей для образовательных организаций, региональных и федеральных органов управления образованием.

Федерация психологов образования России и МГППУ выражают благодарность всем экспертам – участникам состоявшегося обсуждения.

Источники: Научно-методический центр сопровождения педагогических работников Сектор «Точка кипения МГППУ»