"Дети дождя". Как получить образование ребенку с аутизмом
СМИ о нас
ФОТО: РИА Новости / Александр Натрускин
Сегодня около 45 тысяч детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) включены в систему российского образования. Как учатся особенные дети? Где могут получить помощь и поддержку их родители? Об этом РИА Новости рассказал директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, главный редактор журнала "Аутизм и нарушения развития" Артур Хаустов.
– Какие возможности есть сейчас у детей с РАС в России в области получения образования?
– В настоящее время существуют различные возможности организации образования для детей с РАС. Это могут быть отдельные группы или классы для детей с РАС. Другой вариант – ребенок с аутизмом получает образование в среде сверстников с другими нарушениями развития (отдельные классы для детей с ОВЗ).
Для многих детей подходят модели инклюзивного образования, когда ребенок с аутизмом обучается совместно с нейротипичными сверстниками в обычном классе или группе.
Для большинства детей с РАС полная инклюзия на первых этапах не подходит, тогда ребенок с РАС постепенно интегрируется в образовательный процесс со сверстниками. При этом педагогами применяются индивидуальные учебные планы, специальные технологии работы и система сопровождения.
Примером такого постепенного включения является инклюзивная образовательная модель "ресурсный класс".
Все эти возможности с 2012 года заложены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". На данный момент есть целый ряд подзаконных актов, которые регламентируют, каким образом должна быть организована образовательная деятельность с детьми с РАС.
Для их обучения разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального и основного общего образования.
По данным статистики, на сегодняшний день 45 888 детей с РАС включены в российскую систему образования. Причем за последние годы эта цифра постоянно растет.
Наибольшая сложность на данный момент – включение детей в систему ранней помощи, а взрослеющих – в систему специального профессионального и высшего образования.
Читайте публикацию полностью на сайте «РИА Новости», где директор ФРЦ отвечает на вопросы Социального навигатора:
- А есть примеры регионов, где эти программы и модели уже успешно реализуются?
- Можно ли сравнивать эти образовательные модели?
- Есть ли программы внеурочной деятельности для детей с РАС?
- Какие показатели эффективности программ для детей с РАС есть? Какие программы их достигают?
- Как ведется работа с родителями детей с РАС? Какие материалы, проекты, ресурсы они могут использовать?
- В каком направлении будет развиваться ваш Центр? Какие новые программы и мероприятия запланированы на 2023 и последующие годы?