Вся психология в одном университете

Знаковое событие: решения участников круглого стола по развитию системы сетевой верификации и тиражирования практик детства

Новость

Круглый стол «Развитие системы сетевой верификации практик в области безопасности и благополучия детей и подростков»

31 мая 2023 года Центром доказательного социального проектирования МГППУ был организован круглый стол «Развитие системы сетевой верификации практик в области безопасности и благополучия детей и подростков».

Круглый стол стал знаковым событием в развитии доказательных практик в России. Еще в марте 2023 года обсуждались лишь перспективы реализации доказательного подхода, - на этот раз итогом встречи стало конкретное описание дальнейших действий по совместной работе в области верификации и тиражирования социальных практик. 

В ходе работы были обозначены ключевые точки роста:

Первый тезис круглого стола касался проблематики проведении профессиональных конкурсов разными учреждениями с целью отбора лучших практик.

Павел Азыркин, руководитель методического отдела Федерального подросткового центра: «Мы вынуждены признать, что сталкиваемся с низким качеством описания заявок на программы. Часто приходится слышать от разработчиков, что «Самая лучшая эффективность - улыбки детей», что безусловно важно, но не отвечает полю доказательности».

Филипп Ворониндиректор проектов Дивизиона "Качество жизни" (Агентство стратегических инициатив), также отметил дефицит качественных практик и затронул проблему мотивации участников: «Подай практику на конкурс, а зачем? - Просто. Будешь молодец? Разместим ее на сайте? Нужно думать о более серьезной мотивации для разработчиков».

Елизавета Давыдова, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета "Клиническая и специальная психология» МГППУ: «Конкурсная основа не может быть единственной для привлечения практик. Не менее важно работать с запросами, произрастающими из поля работы с детьми РАС: необходимости что-то изучить, замерить, апробировать. Можно размещать запрос и объявлять о создании коллектива для работы над конкретной задачей».

Игорь Тимофеев, заместитель директора Института дополнительного образования работников социальной сферы Москвы: «Мы взяли курс на то, чтобы привнести доказательный подход в деятельность наших учреждений. У нас есть база практик, мы ее собираем. Но хотим превратить ее в базу доказательных практик. Надеюсь этот круглый стол позволит объединить усилия». Он также подчеркнул, что важно рассказывать общественности простым языком, как практики могут работать, за счет чего дают результаты.

Галина Семья, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ, доктор психологических наук со своей стороны подсветила несколько аспектов: 

  • Важность административного ресурса: «Для системных изменений должен быть доступен административный ресурс - например, рекомендации Министерства просвещения, чтобы отбор  практик для тиражирования в социальной сфере и образовании проходил с учетом критериев доказательного подхода – это многое могло бы изменить».
  • Методическая поддержка конкурсов: «В конкурсной документации должны быть предложены точные и понятные критерии для оценки практик. Экспертное сообщество может помочь организаторам конкурсов в сфере детства интегрировать принципы доказательного подхода в работу экспертов по оценке заявок». Этот тезис также поддержал Игорь Тимофеев: «Необходимо создать универсальные методические рекомендации для организаторов конкурсов. Это поможет собрать людей, оформить сообщество тех, кто будет оценивать».
  • Специалистов сферы детства необходимо обучать доказательному подходу. «Разработчиков социальных  практик, сотрудников организаций сферы детства нужно обучать. Каким образом человек из «поля» (практик) сможет  разобраться в доказательном подходе, если ему не помочь?».

Галина Владимировна также отметила, что доказательный подход в университете сейчас развивается в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, методической поддержки и повышения компетенций разработчиков при описании социальных практик в доказательном ключе (проекты Центра доказательного социального проектирования (ЦДСП), с другой – в университете формируется экспертная инфраструктура для научной верификации доказательной базы практики и проведения независимых исследований эффективности психолого-педагогических программ и технологий (при поддержке научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA).

Татьяна Подушкина также обратила внимание на различие этих подходов, но отметила: «Важно понимать, что мы работаем с разработчиками на разных этапах развития практики, ЦДСП прежде всего ориентирован на первичный отбор и описание социальных практик с опорой на стандарт доказательности (описание целей, задач, логической модели и социальных эффектов практики), в то время как Центр PsyDATA сопровождает работу секции Научно-экспертного совета по доказательному подходу и в большей степени ориентирован на анализ доказательной базы и проведение исследований эффективности с применением более строгих академических методов».

Вторым тезисом стало обсуждение реестров социальных практик:

Татьяна Подушкина«Реестры очень быстро появляются, как понять, какая у каждого из них специфика, каким образом они могут соотносится между собой?»

Галина Семья«Если мы ограничим поддержку практик жесткими требованиями доказательности, социальная сфера многое потеряет - есть практики, которые не имеют такой основы, но они также имеют право на существование – к организации банков/библиотек и реестров практик должен быть разноуровневый подход»

Третий тезис касался продолжения развития специальной инфраструктуры университета – Инкубатора доказательных практик.

«На данном этапе, есть готовность пригласить всех присутствующих экспертов на обучение по двум программам повышения квалификации, что непременно позволит формирующейся экспертной рабочей группе сплотится и смотреть в одном направлении», – заявила Татьяна Подушкина. 

Программы повышения квалификации:

  • Описание социальных и образовательных практик в доказательном подходе (72 часа) - разработана для психологов, социальных работников, социальных педагогов, координаторов социально-психологических программ и проектов. 
  • Методология доказательного анализа и оценки эффективности практик социальной сферы и образования (36 часов) - предназначена для специалистов по оценке эффективности практик в социальной сфере и образовании, представителей академического сообщества, методистов, ведущих экспертов сферы детства  (психологов, социальных работников, социальных педагогов, разработчиков социально-психологических программ и проектов).

Подать заявку на обучение можно по ссылке 

Итоги круглого стола:

Принято решение о создании Консорциума. Цель консорциума: сотрудничество разных организаций, включая развитие организационного, экспертного и информационного ресурса по развитию системы сетевой верификации и тиражированию социальных практик. О своем предварительном согласии об участии в развитии профессионального сообщества заявили представители следующих организаций: 

  • Институт дополнительного образования работников социальной сферы Москвы;
  • Министерство Просвещения РФ;
  • Министерство образования и науки РФ;
  • Агентство стратегических инициатив;
  • Федеральный подростковый центр;
  • Центр «Проектный офис программы развития Университета»;
  • ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»;
  • Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ);
  • Федеральный координационный ресурсный центр по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан (ФКРЦ);
  • Научно-методический центр Института проблем инклюзивного образования МГППУ 

(Если вы не нашли себя в списке или хотите сотрудничать, напишите нам на cdsp@mgppu.ru)

Приглашаем всех присоединиться к официальному каналу «Доказательный подход в сфере детства»: t.me/cdsp_mgppu 

 

Источники: Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования Центр доказательного социального проектирования Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Cеминар «Доказательный подход к исследованию, оценке и проектированию социальных практик» Сектор «Точка кипения МГППУ» Доказательный подход в сфере детства

Связанное событие: Круглый стол «Развитие системы сетевой верификации практик в области безопасности и благополучия детей и подростков»