Вебинар «Цифровая грамотность, когнитивный контроль и использование цифровых устройств школьниками» – 12 октября
Анонс
Приглашаем на очередную сессию в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного совместно МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ.
12 октября с 16:00 до 17:40 состоится вебинар на тему «Цифровая грамотность, когнитивный контроль и использование цифровых устройств школьниками».
Спикеры:
- Кузьмина Юлия Владимировна, канд. психол. наук, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования
- Авдеева Светлана Михайловна, канд. техн. наук, заведующая лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ
- Тарасова Ксения Вадимовна, канд. пед. наук, заместитель заведующего лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ
Дискуссанты:
- Логвиненко Татьяна Игоревна, инженер-исследователь, лаборатория междисциплинарных исследований развития человека, Санкт-Петербургский государственный университет
- Савицкий Кирилл Леонидович, старший преподаватель Департамента образовательных программ, ведущий эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ
Модератор вебинара:
- Иванова Алина Евгеньевна, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Анонс вебинара:
Существует представление, что современные молодые люди, которые выросли в окружении цифровых устройств, стихийно осваивают цифровые навыки, и их формирование не требует специального внимания школы. Наблюдения учителей и результаты исследований свидетельствуют, что это не так. Большинство школьников не способны эффективно решать задачи в цифровой среде, например, корректно построить поисковый запрос или обеспечить свою информационную безопасность.
Целью исследования является оценка связи цифровой грамотности, включая ее отдельные компоненты (например, умения работать с информацией в цифровой среде) с некоторыми когнитивными характеристиками учащихся. В частности, рассмотрена связь цифровой грамотности с особенностями когнитивного контроля учащихся с учетом частоты и специфики активности использования цифровых устройств.
Когнитивный контроль, или контроль внимания – это способность концентрироваться на выполнении задачи, игнорируя нерелевантные задаче стимулы. Когнитивный контроль является важным элементом исполнительской функции и рабочей памяти, и при этом может влиять на особенности прохождения тестов, даже в том случае, если учащиеся достаточно владеют исследуемыми навыками. С другой стороны, исследования показывают, что повышенная активность в цифровой среде может быть связана с изменениями способности к концентрации внимания и игнорированию нерелевантных стимулов. В связи с вышесказанным, важно оценить, как навыки поиска, анализа, создания, управления информацией и другие цифровые навыки связаны с индивидуальными различиями в когнитивном контроле учащихся. Ответы на эти вопросы помогут, в том числе, более полно исследовать конструктную валидность инструментов измерения когнитивных цифровых навыков.
Исследование основано на данных оценки уровня цифровой грамотности разработанным инструментом измерения на выборке 4 700 учащихся 7 и 8 классов школ 5 регионов России осенью 2022 г.
Семинар организован в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325 от 25.04.2022).
Приглашаются специалисты в области измерений в психологии и образовании, специалисты в области цифровой трансформации образования, преподаватели высших учебных заведений, руководители и учителя школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области внедрения цифровых технологий и анализа и управления образованием на основе данных.
Ссылка для участия в вебинаре будет выслана всем зарегистрированным за час до начала мероприятия.
Мы ждем Вас, будет интересно!
Руководители семинара:
- М.Г. Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
- Е.Ю. Карданова, директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук
С информацией о концепции семинара можно познакомиться на странице семинара.
Информационный партнер семинара: портал психологических изданий PsyJournals.ru.