Обучающие мероприятия по практике «Принципы и практики развивающего обучения»
Новость
27 октября в онлайн-формате на базе МГППУ прошло обучающее мероприятие «Принципы и практики развивающего обучения» цикла «Преодоление трудностей в обучении у обучающихся начальной школы» (руководитель - Егоренко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ) первой сессии обучающих мероприятий проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах».
Ведущая обучающего мероприятия – Санина Светлана Петровна, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат педагогических наук.
В начале доклада особое внимание было уделено происхождению идеи развивающего обучения и Льву Семеновичу Выготскому, который рассматривал обучение, как движущую силу развития, а также системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
«Обучение должно идти впереди развития, то есть необходимо использовать его скрытые возможности, а не утилизировать уже сформировавшиеся психические функции. Для Льва Семеновича важнейшим новообразованием младшего школьного возраста являлось мышление».
Подробно были раскрыты основания его возникновения, такие как: культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева; возрастная периодизация Д.Б. Эльконина; теория поэтапного усвоения знаний П.Я. Гальперина; философские основания Э. Ильенкова.
«Все концепции и учения можно расположить между двумя полюсами: полюс пассивного ученика и активного ученика. На одном полюсе (реактивности) учение будет равно обучению (чему обучают – тому и учатся), Ученик тем лучше, чем больше знаний в него вложено. От ученика не ожидают никаких активностей, но требуют максимального воспроизведения того, что в него вложено. На другом полюсе (активности), учение – это дело самого ученика. Он имеет желание быть учеником, имеет желание учиться и умеет это делать. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения. То есть знание не предается в готовом виде, а строится самими обучающимися в процессе познавательной исследовательской деятельности».
Далее были рассмотрены принципы развивающего обучения: задачный принцип построения учебных программ, принцип исследования и поиска, принцип моделирования, принцип самоконтроля и самооценки. А также основные этапы и фазы становления контроля и оценки, и основные образовательные результаты.
«Учение больше не рассматривается, как простая трансляция знаний от учителя к учащемуся. Учение выступает, как сотрудничество, как совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем».
В работе обучающего мероприятия приняли участие слушатели из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики.
Подробная информация об обучающих мероприятиях и форма регистрации представлены в программе мероприятий.
Контакты:
- Усубян Шушаник Араевна, начальник отдела по международным связям МГППУ, тел.: +7 (965) 116-69-17, е-mail: usubyansha@mgppu.ru
- Леонова Олеся Игоревна, руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», тел. +7 (909) 966-55-37, е-mail: leonovaoi@mgppu.ru