Вся психология в одном университете

В читальном зале на Сретенке открыта книжная выставка памяти советского и российского психолога А.В. Суворова

Анонс

2024-02-28 В читальном зале на Сретенке открыта книжная выставка памяти советского и российского психолога А.В. Суворова

Александр Васильевич Суворов (03.06.1953–26.01.2024) был доктором психологических наук и работал в МГППУ профессором на кафедре специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология». Один из известной «загорской четверки» – группы выпускников интерната для слепоглухих в Загорске (г. Сергиев Посад, Московская область), которые стали профессиональными психологами после поступления на психологический факультет МГУ и его окончания. Их имена: Юрий Лернер, Сергей Сироткин, Александр Суворов, Наталья Корнеева. Воспитателями и наставниками Александра Васильевича были психолог Александр Иванович Мещеряков и философ Эвальд Васильевич Ильенков.

На выставке в читальном зале библиотеки МГППУ на Сретенке представлены бумажные и электронные монографии и статьи Александра Суворова на темы:

  • о «Загорском эксперименте»;
  • образовательные потребности и особенности развития лиц со слепоглухотой;
  • общение, дружба, человечность;
  • смысл жизни;
  • личностное развитие и психотерапия.

Отдельный раздел посвящен трудам его учителей и коллег по «Загорскому эксперименту».

Среди бумажных книг, представленных на выставке, вы увидите экземпляры, подаренные библиотеке МГППУ и лично подписанные Александром Васильевичем.

Выставка продлится до 20 марта в читальном зале на Сретенке.

 


Перечень материалов выставки

Статьи А.В. Суворова на портале PsyJournals.ru

Основные труды А.В. Суворова

  1. Сериккалиева Э., Сироткин С., Суворов А. Обретешь друзей. Алма-Ата: Жалын, 1978. 336 с.
  2. Суворов А. Человечность, достоинство, педагогика оптимизма. М.: Чистые пруды, 2009. 32 с.
  3. Суворов А.В. Встреча Вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих. М.: Эксмо, 2018. 512 с.
  4. Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М.: Логос, 1996. 118 с.
  5. Суворов А.В. Эксперимент длиною в жизнь. М.: ЛитГОСТ, 2021. 240 с.

Статьи А.В. Суворова в сборниках и журналах по разным темам

О «Загорском эксперименте» и про образовательные потребности особенности развития лиц со слепоглухотой

  1. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе [Электронный ресурс]: Методическое руководство для специалистов социальной сферы / Под ред. Т.А. Басиловой. М.: МГППУ, 2008. – 252 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=67079 (дата обращения: 28.02.2024).
  2. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [Электронный ресурс]: Коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, 2013. – 334 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=162048 (дата обращения: 28.02.2024).
  3. Суворов А. В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих [Электронный ресурс]. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1996. 120 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=14534 (дата обращения: 28.02.2024).
  4. Суворов А.В. Два варианта читательского становления в условиях слепоглухоты // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. С. 358–363.
  5. Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. М.: МГППУ, 2011. С. 46–48.
  6. Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2013. С. 172–180.
  7. Суворов А.В. Проблема внутренней и внешней личностной инклюзии (на примере сергиево-посадского детского дома для слепоглухих) // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 года. М.: МГППУ, 2013. С. 86–90.
  8. Суворов А.В. Проблема формирования воображения у слепоглухонемых детей // Вопросы психологии. 1983. №3 май-июнь 1983. С. 62–73.
  9. Суворов А.В. Уроки "Загорского эксперимента" в контексте тифлосурдопсихологии // Дефектология. 2015. №6. С. 3–16.

Общение, дружба, человечность

  1. Суворов А.В. «Переувод» (к 90-летию А.А. Бодалева) // Психология общения: школа академика А.А. Бодалева / ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. С. 378–382.
  2. Суворов А.В. Обесчеловеченность общения // Мир психологии. 2001. №3. С.140–143.
  3. Суворов А.В. Общение при сенсорной депривации. Совместная педагогика // Семейная групповая логопсихотерапия. Исследование заикания / ред. Н.Л. Карпова. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 290–295.
  4. Суворов А.В. Общение с "особыми" детьми и взрослыми // 125 лет Московскому психологическому обществу: в четырех томах. Том 4. / ред. Д. Б. Богоявленская, Ю.П. Зинченко. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 155–157.

Смысл жизни

  1. Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование / Чудновский В.Э., Вайзер Г.А., Карпова Н.Л., Кисельникова Н.В., Пашукова Т.И., Попова Т.А., Суворов А.В. // Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского / ред. Т.А. Попова, Н.Л. Карпова, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинский. М.: Смысл, 2021. С. 190–225.
  2. Суворов А.В. "Совместная педагогика" и становление смысложизненных ориентаций у детей и подростков в условиях дефицита общения // Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского / ред. Т.А. Попова, Н.Л. Карпова, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинский. М.: Смысл, 2021. С. 510–521.
  3. Суворов А.В. Смысл жизни и макропериодизация жизни // Психология зрелых возрастов: хрестоматия / сост. И.В. Шаповаленко. М.: АНО "Психологическая электронная библиотека", 2008. С. 304–309.

Личностное развитие и психотерапия

  1. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности // Мир психологии. 1996. №2. С. 24–53.
  2. Суворов А.В. Мобилизация личностных сил как психотерапевтическая стратегия // Выдающиеся ученые Психологического института: Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, Н.С. Лейтес. М.: Психологический институт РАО: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2021. С. 170–173.

Труды наставников и учителей А.В. Суворова: организаторов «Загорского эксперимента» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, философа Э.В. Ильенкова. А также друзей и участников «Загорского эксперимента» Ю.М. Лернера и С.А. Сироткина

  1. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002. 112 с.
  2. Лернер Ю.М. Особенности построения образов предметов объемной формы на сенсорно ограниченной основе // Дефектология: научно-методический журнал. 1987. №4. С. 13–18.
  3. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. 328 с.
  4. Сироткин С.А. Переход от жеста к слову // Вестник Московского университета. 1977. №2. С. 53–61.
  5. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. История выдаущегося эксперимента: мифы и реальность // Психологический журнал. 1988. Том 9. №5. С. 107–117.
  6. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология: научно-методический журнал. 1999. №2 1999. С. 57–60.
  7. Соколянский И.А., Кулагин Ю.А. О чтении слепыми плоскопечатного шрифта // Вопросы психологии. 1956. №5 сентябрь-октябрь 1956. С. 87–95.

Источники: Фундаментальная библиотека МГППУ Факультет "Клиническая и специальная психология" Кафедра специальной психологии и реабилитологии