На семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ обсудили устойчивость нейромифов и житейских представлений об образовании
Релиз

13 марта состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.
Высокий интерес к теме семинара продемонстрирован широкой географией и составом участников. На мероприятие зарегистрировалось более 100 участников из Луганска, Донецка, Курска, Красноярска, Томска и других городов РФ.
С докладом «Житейские представления об образовании или научный подход: чему верят учителя и студенты?» выступили
- Адаскина Анна Анатольевна, к. псх. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ
- Семилетова Анна Николаевна, к. пед. н., доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ
- Радчиков Андрей Сергеевич, лаборант-исследователь Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, МГППУ
Приглашенными дискутантами на встрече стали:
- Нечаев Николай Николаевич, д. псх. н., профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», МГППУ
- Авдеева Наталия Николаевна, к. псх. н., профессор кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования имени профессора Л.Ф. Обуховой», МГППУ
На семинаре был представлен доклад по результатам проекта «Исследование распространенности нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди студентов педагогических вузов и учителей» (рег. № 125013001043-2, МГППУ; руководитель проекта, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами МГППУ, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» А.А. Шведовская). Научным консультантом проекта выступил кандидат психологических наук, ректор МГППУ А.А. Марголис.
Докладчики представили анкету «Представления о психологических понятиях в образовании (ПППО)» и обсудили устойчивость нейромифов и житейских представлений, подчеркнув, что эти убеждения практически не изменяются в ходе университетского обучения и последующей профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 889 респондентов, среди которых студенты разных курсов и направлений подготовки, магистранты, аспиранты и специалисты, работающие в школе. Проблема мифологичности психологических знаний и критериев научности оказалась крайне актуальной и вызвала живую дискуссию. Приглашенные к дискуссии отметили большую значимость исследований, акцентировав необходимость анализа и осмысления этих представлений для повышения эффективности работы педагогов.
Особый интерес вызвали выступления Бориса Владимирович Чернышева, кандидата биологических наук, руководителя МЭГ-Центра МГППУ, и Сергея Геннадьевича Косарецкого директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
Б.В. Чернышев высказал замечание относительно самого подхода к проверке ложности нейромифов, отметив сложность такой проверки и неоднозначность результатов. Он выразил мнение, что вера учителей в нейромифы, ведущая к поискам индивидуального подхода, может быть даже полезна в работе учителя.
С.Г. Косарецкий в своем выступлении сослался на исследование, демонстрирующее, что чтение научно-популярной литературы учителями приводит к усилению веры в нейромифы. Он выразил обеспокоенность тезисом Б.В. Чернышева, подчеркнув, что ошибочная вера учителя, например, в мультимодальность, может ограничить развитие ученика в других важных областях. Кроме того, С.Г. Косарецкий отметил необходимость критического подхода к выводам Джона Хэтти, указав на разногласия в научном сообществе по поводу его исследовательских методов.
В роли приглашённых дискутантов выступили Н.Н. Нечаев и Н.Н. Авдеева. Николай Николаевич подчеркнул важность гибкости житейских и научных представлений и необходимость отказа от идеи единственной истины в психологической мысли и в педагогической деятельности. Наталия Николаевна представила презентацию, в которой обсудила распространенные мифы о работе педагогов и отметила, что главное качество хорошего учителя заключается в умении выстраивать личностно-ориентированные отношения с учениками, способствуя развитию критического и творческого мышления.
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 10 апреля 2025 года.