Компьютерные симуляционные тренажеры для развития навыков командной работы: от идей к измеримым результатам – вебинар 5 сентября
Анонс

5 сентября в 19:00 (мск) на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоится вебинар «Компьютерные симуляционные тренажёры для развития навыков командной работы: от идей к измеримым результатам».
Компьютерные тренажеры становятся ключевым инструментом формирования и проверки навыков командной работы в высокорисковых и наукоемких областях – от медицины и авиации до космических программ и сферы информационных технологий. Современные симуляторы воспроизводят рабочие сценарии, позволяя безопасно отрабатывать согласованные действия, коммуникацию и распределение ролей, а также фиксировать объективные метрики эффективности взаимодействия в команде.
В докладе будут представлены результаты анализа исследований по влиянию симуляционного обучения на навыки командной работы, включая способности к согласованным действиям и коммуникации, а также оценка качества совместного принятия решений и переноса навыков из тренажёра в практическую профессиональную деятельность. Отдельно будут рассмотрены эффекты для групп с особыми образовательными потребностями и задачи адаптации. Будет представлена методология количественной оценки согласованной деятельности на основе представления действий участников как марковских процессов и сравнения матриц вероятностей переходов, что делает возможным сопоставление индивидуальной и совместной работы.
Практическая реализация подхода будет представлена в программно-аппаратных комплексах: от модифицированных командных игр до летных симуляторов с разделением каналов управления. Будет рассказано, как сбор цифровых следов действий и коммуникации обеспечивает объективную диагностику и адаптивное обучение. Отдельно будет освещен кейс – оценка навыков операторов БПЛА при распределенном управлении двумя дронами, в которой использованы квантовые представления для анализа матриц перехода и выявления скрытых периодичностей взаимодействия, что повышает чувствительность диагностики и сопоставимость результатов.
Участники узнают, как проектировать сценарии тренажеров под целевые компетенции, какие показатели собирать (временные, поведенческие, коммуникативные), как строить панель метрик согласованности и как внедрять циклы измерения-обучения-рефлексии в учебные и корпоративные программы.
Приглашаем участвовать в дискуссии и высказать свое мнение по вопросам:
- Какие метрики согласованности и коммуникации командам стоит собирать в первую очередь, чтобы видеть прогресс не только «по ощущениям», но и в цифрах?
- Как правильно организовать перенос навыков из тренажёра в рабочую среду: частота сессий, длительность, роль рефлексии и обратной связи?
- Где пролегает граница между «мягкими» и «жёсткими» компетенциями в командной работе пилотов, врачей, ИТ-команд; меняется ли дизайн тренажера под разные домены?
- Что эффективнее для старта программы: единый комплексный сценарий или набор микросценариев под отдельные компетенции (лидерство, распределение ролей, ситуационная осведомленность)?
- Готовы ли вы доверять автоматизированной количественной оценке командных навыков при аттестации (вместо экспертного наблюдения), и какие риски/ограничения видите?
Спикеры:
- Ермаков Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная математика» факультета «Информационные технологии» МГППУ (ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618)
- Катышев Дмитрий Алексеевич, младший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики» МГППУ (ORCID: https://orcid.org/0009-0002-7900-6431)
- Михайловский Михаил Александрович, лаборант-исследователь молодежной лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики» МГППУ (ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7399-2800)
Публикации по теме вебинара:
- Михайловский, М.А., Ермаков, С.С., Юрьева, Н.Е. Количественная оценка степени сформированности навыков командной деятельности // Моделирование и анализ данных. – 2024. – Том 14. № 3. – С. 118–134. – DOI:10.17759/mda.2024140307
- Ермаков, С.С., Савенков, Е.А., Катышев, Д.А. Влияние современных симуляционных тренажеров на развитие навыков командной работы: согласованных действий и коммуникации // Современная зарубежная психология. – 2024. – Том 13. № 2. – С. 131–141. – DOI:10.17759/jmfp.2024130212
- Ермаков, С.С., Быстрова, Ю.А. Анализ исследований роли компьютерных тренажеров в формировании, измерении и совершенствовании навыков командной работы // Экспериментальная психология. – 2024. – Том 17. № 2. – С. 113–127. – DOI:10.17759/exppsy.2024170207
- Формирование навыков командной деятельности и их объективная количественная оценка на основе квантовых представлений / Л.С. Куравский, Г.А. Юрьев, М.А. Михайловский, А.О. Несимова, Н.Е. Юрьева, Б.Ю. Поляков // Экспериментальная психология. – 2024. – Том 17. № 2. – С. 154–177. DOI:10.17759/exppsy.2024170210
- Количественная оценка навыков командной работы у операторов БПЛА / М.А. Михайловский, В.А. Орищенко, О.С.А. Ел Саид, Л.С. Куравский, Н.Е. Юрьева // Моделирование и анализ данных. – 2025. – Том 15. № 2. – С. 165–176. – DOI:10.17759/mda.2025150210
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.