Анна Ермолаева – спикер Всероссийского форума «Вместе ради детей! Быть рядом!»
Новость

23 сентября в Ульяновске начал свою работу XVI Всероссийский форум «Вместе ради детей! Быть рядом!». Организаторы форума – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и Правительство Ульяновской области.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в партнерстве с исполнительными органами власти российских субъектов с 2010 года реализует масштабный Всероссийский проект «Детский телефон доверия», направленный на оказание бесплатной анонимной экстренной психологической помощи детям и родителям.
В рамках первого дня работы форума состоялся Всероссийский семинар-совещание «15 лет Всероссийскому проекту "Детский телефон доверия": новые векторы развития». В программе семинара запланировано:
- представление результатов исследования структуры и количества обращений, поступающих на детский телефон доверия, проведенного Фондом в 2025 году;
- анонсирование новых векторов развития Всероссийского проекта «Детский телефон доверия»: создание автоматизированной системы учета обращений и единого кодификатора учета обращений;
- проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов детского телефона доверия «Мастер доверия»;
- обсуждение новых подходов к организации повышения профессиональных компетенций специалистов;
- демонстрация модели электронного сервиса для оказания экстренной психологической помощи.
На семинаре-совещании с докладом по теме «Новые векторы развития Всероссийского проекта «Детский телефон доверия» 23 сентября выступила Анна Валериевна Ермолаева, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической службы в системе образования РФ (ФКЦ МГППУ).
В своем сообщении ведущий российский эксперт по оказанию экстренной психологической помощи средства дистанционного консультирования подчеркнула, что «работа консультанта ДТД сегодня – это не просто «выслушать». Это столкновение с крайне сложными и болезненными темами. Цифровизация, изоляция, новые формы насилия – все это требует от специалиста не только классических навыков, но и постоянного обновления знаний и инструментария. Эффективность помощи напрямую зависит от уровня его компетенций и ресурсного состояния».
Анна Ермолаева осветила перечень необходимых компетенций для успешной работы в этом контексте:
- Коммуникативные: активное слушание, эмпатия, вербализация, работа с молчанием
- Кризис-интервенционные: оценка риска, работа с суицидальными намерениями, острое горе, насилие
- Диагностические: определение запроса, оценка эмоционального состояния и ресурсов абонента
- Правовые и этические: знание законодательства о детях, конфиденциальность, границы ответственности
- Личностные: стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, рефлексия, отсутствие оценочных суждений
- Профилактические: навыки передачи информации о других службах и ресурсах помощи (сетевой подход)
По мнению докладчика, владение вышеприведенными компетенциями во многом формирует базу для качественной работы. «Этот процесс требует регулярного обновления и совершенствования и традиционных, и современных форм повышения квалификации», – подчеркнула А.В. Ермолаева.
Эксперт презентовала вышедшую недавно в свет очередной блок Рабочей тетради для консультантов Детского телефона доверия (часть шестая). Подготовленное по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации методическое пособие «Рабочая тетрадь консультанта детского телефона доверия: комплексный анализ сложных случаев в практике телефона доверия» предназначено для консультантов, оказывающих психологическую помощь и поддержку детям и родителям в рамках Всероссийского проекта «Детский телефон доверия».
Представленное пособие, в основу которого положен многолетний опыт работы специалистов службы экстренной психологической помощи МГППУ, систематизированный и структурированный в соответствии с актуальными протоколами оказания кризисной интервенции; вызвало большой интерес у участников мероприятия.