Министерство просвещения

Вся психология в одном университете

Сведения об образовательной организации

Совместный семинар МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ по измерениям в психологии и образовании – 11 декабря

Анонс

2025-12-02 Совместный семинар МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ по измерениям в психологии и образовании – 11 декабря


Приглашаем на очередную сессию в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного совместно МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ.

11 декабря с 16:00 до 17:40 состоится вебинар на тему «Контекст имеет значение: как предметная специфика влияет на оценку критического мышления?».

Спикеры:

  1. Тарасова Ксения Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ
  2. Талов Даниил Павлович, младший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ

Дискуссанты:

  1. Пащенко Тарас Валерьевич, кандидат наук об образовании, главный эксперт Лаборатории проектирования содержания образования, Институт образования НИУ ВШЭ
  2. Дементьев Андрей Викторович, ведущий эксперт Проектно-учебной лаборатории моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании, директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ

Модератор:

  • Карданова Елена Юрьевна, кандидат физико-математических наук, доцент, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ


Критическое мышление признано одним из ключевых результатов высшего образования, однако подходы к его измерению остаются дискуссионными. Одна из центральных проблем заключается в том, что большинство тестов критического мышления разрабатываются как универсальные инструменты, тогда как умения анализа, аргументации, интерпретации информации и оценки достоверности источников формируются и проявляются в рамках конкретных предметных областей. Игнорирование тематического и предметного контекста повышает риск смешения целевого конструкта с предметными знаниями, что может искажать параметры измерения и приводить к ошибочным интерпретациям образовательных эффектов.

В докладе будут представлены результаты эмпирического исследования особенностей функционирования теста критического мышления при варьировании предметного контекста. На выборке бакалавров (4958 человек) из десяти ведущих российских университетов, представляющих различные области подготовки, сопоставлялись результаты выполнения двух тестов критического мышления, эквивалентных по целевому конструкту и формату, но различающихся содержательными сюжетами. Психометрический анализ включал конфирматорный факторный анализ для порядковых данных и процедуры выявления дифференциального функционирования заданий и теста (DIF и DTF).

Полученные результаты рассматриваются через призму двухкомпонентной модели критического мышления, где различаются универсальные и предметно зависимые проявления. Обсуждаются последствия таких различий для конструирования инструментов оценивания и для интерпретации образовательных эффектов в разных дисциплинарных контекстах.


Приглашаются
специалисты в области измерений в психологии и образовании, разработчики психодиагностического инструментария, руководители и преподаватели высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школ, учреждений дополнительного профессионального образования, широкий круг специалистов и экспертов в области анализа и управления образованием на основе данных.

Регистрация на вебинар
Ссылка для участия в вебинаре будет выслана всем зарегистрированным за час до начала мероприятия.

Мы ждем Вас, будет интересно!


Руководители семинара:

  • М.Г. Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
  • Е.Ю. Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат физико-математических наук

Информационный партнер семинара: портал психологических изданий PsyJournals.ru.

Зарубежные партнеры: Н.В. Дроздова, кандидат психологических наук, доцент, директор Института психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка (Минск, РБ)

С информацией о концепции семинара можно познакомиться на странице семинара.


Официальные аккаунты МГППУ в социальных сетях:

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий Научно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA Международный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"

Связанное событие: Вебинар «Контекст имеет значение: как предметная специфика влияет на оценку критического мышления?»